Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
165 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. А. С. Поскребко Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова ШЕДЕВР АНРИ МАТИССА – КАПЕЛЛА ЧЕТОК В ВАНСЕ (1947- 51) – КАК КРОССКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН В ИСКУССТВЕ XX ВЕКА Статья посвящена исследованию итогового произведения выдающегося французского художника XX века Анри Матисса, ансамбля Капеллы четок в Вансе (1947-1951). Методология, применяемая в работе: философский и историко- культурный подход, художественно-образный анализ. Научная новизна работы заключается в постановке и решении основной задачи: сформировать комплексный, многосторонний, и в то же время целостный, взгляд на Капеллу четок, исследовать ее не только как художественный объект, адекватно преломивший разнообразные стороны дарования ее создателя, но и рассмотреть ее как феномен, возникший на пересечении нескольких значимых культурных процессов (авангард, фовизм, поиск новых положительных духовных ценностей в период после Второй мировой войны, реновация сакральной проблематики в философии и искусстве XX века). С одной стороны, капелла представляет собой венец творческого пути Анри Матисса. Один из признанных отцов европейского авангарда раскрывает здесь различные грани своего таланта как графика, живописца, виртуозного декоратора, соединив их в уникальном по своей целостности, гармоничном комплексном решении. С другой – возможность постройки Капеллы четок во многом обусловлена процессом обновления сакрального искусства в XX веке. Особую роль сыграл здесь отец Мари-Ален Кутюрье (1897-1954). В контексте взаимодействия сакрального и современного искусства существенны также рассматриваемые в статье энциклика Mediator Dei папы Пия XII и концепции философа Жака Маритена (1882-1973). В результате, Капелла четок представляет собой пример гармоничного взаимодействия областей религиозного и современного искусства. Она отражает глубокие изменения в духовной сфере, в том числе открытие созидательных возможностей авангарда и оживление религиозного искусства, его актуализации посредством привлечения современных мастеров, значительно расширивших поле его выразительных возможностей. Авторский стиль Матисса не ослабляет духовный тонус Капеллы четок, а напротив, повышает и обостряет его, позволяя художнику добиться благородства линий, экспрессии и монументальности образов. Ключевые слова : Анри Матисс, религиозное искусство, архитектура, графика, живопись, авангард, Жак Маритен, Капелла четок. A. S. Poskrebko Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) CHAPEL OF THE ROSARY (1947-51), A MASTERPIECE BY HENRI MATISSE AS A CROSS-CULTURAL PHENOMENON IN 20TH-CENTURE ART The article studies the final work of Henri Matisse, an outstanding French artist of the 20th century, - the ensemble of the Chapel of the Rosary in Vence (1947-1951). The methodology used in the work: philosophical and historical-cultural approach, artistic-figurative analysis. The scientific
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=