Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

161 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. В этих танцах достигали экстаза. Танцор выбирал ряд внутренних образов, связующих космическое с мирским, индивида с Творцом [3, с. 281]. Здесь надо отметить, что изначально для того, чтобы внедрить ислам в среду кочевых народов Центральной Азии, исламские миссионеры использовали местных народных певцов, сказителей. Поскольку в старину сказители ходили из стойбища в стойбище, из поселения в поселение, останавливались у более-менее зажиточных хозяев и сказывали народные эпосы, пели песни. В принципе это были бродячие исполнители и находили себе корм и ночлег таким образом. А поскольку ислам появился в Мекке в оседлой среде, миссионерам ислама надо было найти способ внедрения своего учения в среду степных кочевников. Для этого строили ночлежки, приюты – ханаки , на тюркских языках ханак – это гость, на языке саха хоноһо – гость, остающийся на ночь. Для бродячих сказителей, каландаров – нищенствующих дервишей , исламские миссионеры построили ханаки- приюты, где им предоставляли ночлег, еду и общение с исламскими миссионерами. Так, бродячие сказители, рапсоды народные стали приверженцами суфизма – дервишами-каландарами, исполнителями исламских предписаний. Через них распространился ислам в среде кочевых тюркских народов Центральной Азии. Ханака потом стали мусульманскими культовыми сооружениями типа странноприимных домов, которые обычно являлись обителями дервишей (суфиев) и центрами пропаганды суфизма. Выводы . Проведенный анализ семантики основных движений якутского ритуального кругового танца джохар (осуохай) с круговыми танцами гиндукушских народов и суфийского зикра джахри показал идентичность религиозных идей ритуальных круговых танцев саха (якутов) и гиндукушских народов, что говорит об их общих древнейших истоках, ведущих в районы стыка Каракорума, Гиндукуша и западных Гималаев. И обусловленных культурными, а возможно, и родственных контактами протопредков этих народов. Идея полета, путешествия, воплощаемая в ритуальных круговых якутских танцах джохар , как и в круговых танцах гиндукушских народов и суфийском зикре джахри , имеет общие черты с фундаментальным мистическим опытом многих народов мира. Экстаз, испытываемый участниками ритуального танца, воспринимается как вознесение души к изначальному божественному. В целом, они воспроизводят мифологическое действо как обеспечение упорядоченности Вселенной. Поскольку это направление новое, оно перспективно и, безусловно, требует дальнейших исследований. Литература 1. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. М.: Изд. АН СССР, 1959. Т. 1. Вып. 1–4.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=