Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

159 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. оставленного курыканами » [10, с. 112-113]. Как известно, курыканы – предки саха (якутов), этноним курыканы от слов « хоро ха́н » (хоринские роды). Н. Е. Петров также трактует писаницу как ритуальный танец осуохай ( джохар) . Исследователь считает, что «образование института белых шаманов ( алгысчытов – Л. Ф.), связанное с магическими свойствами ритуальных песнопений алгыс , становление культа Айыы Таҥара привело к возникновению и развитию богатой материальной и духовной культуры древних якутов, в том числе и хороводных танцев» [11, с. 5-6]. В районе Гиндукуша и Каракорума имеется почти 10 тыс. наскальных изображений, в т.ч. в манере скифо-сибирского звериного стиля. Исследователь Боярских писаниц в Хакасии М. А. Дэвлет пишет: «В эпоху раннего железного века (скифское время), которая на среднем Енисее представлена тагарской культурой, и в более поздние исторические периоды четко прослеживаются по материалам петроглифов общие мотивы с искусством населения Средней и Центральной Азии» [12, с. 94]. Также, М. А. Дэвлет считает, что на Боярской писанице изображен ысыах саха (якутов): «С езонные якутские праздники наиболее полно донесли до нас элементы древнего культа, нашедшего отражение в изображениях писаниц» [12, с. 96]. Здесь М. А. Дэвлет имеет ввиду сезонные кумысные ысыахи, главным из которых является летний. Т. Сулимирский пишет: «Основатели тагарской культуры Минусинской котловины были, скорее всего, тохарами. Позднее они были вынуждены отступить из Восточного Казахстана на юг, но некоторые небольшие группы могли переселиться на запад и в конце концов достичь степей Восточной Европы в составе восточных аланов» [13, с. 61]. Дани А. Х. пишет: «В развитии культуры долины Инда главное влияние было оказано из Средней Азии на западе; холмистая западная окраина, выступающая как внешняя граница, есть сеть холмистых плато, где местные жители всегда свободно передвигались; культурная история Пакистана более тесно связана с Центральной Азией через буддийские, персидские и более поздние суфийские влияния» [14]. Суфийский Зикр (араб. – упоминание) – это исламская религиозная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Аллаха. Зикр совершается после завершения намаза, собраний или в любое удобное для этого время. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу. Айин в суфизме – это обряд, коллективные зикры. Зикр джахри (зикр джали) – поминание и восхваление Господа вслух (рис. 8-9).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=