Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
157 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. парадной юрте Моҕол Ураһа , где наряду с якутским жрецом алгысчыт находились почетные уважаемые мужчины. Алгысчыт разжигал в камельке огонь и кормил огонь кумысом и пел молитвенный тойук . После чего он выходил наружу и с ожидающей его свитой, состоящей из чистых детей, шли дробными шажками в сторону восхода солнца. Шли в виде клина, немного откинув корпус назад, имитируя взлетающую стаю стерхов, при этом размахивая березовыми ветками. Почетные мужчины следовали за ними. Остальные оставались на месте в ожидании их возврата. Кафирский жрец останавливается у очага и начинает плясать назад, все почетные мужчины джасты поворачиваются снова во внутрь круга и одновременно с ним, не спеша, подаются шажками вперед, пока не придет время вновь начинать энергичные подергивания [5, с. 283]. Помощник шамана Дебилала пляшет тяжеловесно, но проникновенно, и после кругов в честь бога войны Гиша , поет хвалу каждому божеству поочередно [5, с. 285]. К. Йеттмар тоже пишет, что «у нуристанцев все действия помощника шамана дебилалы , вплоть до завершающего действия, были торжественны. Каждому из богов он пел гимн. Хотя танцы в честь богов были торжественными, воодушевленными, завершающий этап танца в честь богини Кшумаи был разнузданным, веселым. Шаман пшур вел себя именно так разнузданно, как от него и требовалось. Тесно обступившие зрители подбадривали танцующих и составляли хор. Иногда между ними и джастами танцевала группа женщин, со скупыми, точно рассчитанными движениями, все время кружась. Они были в праздничных одеждах и рогатых шапках» [8, с. 132]. В этом описании видно, что в завершающей части танца помощник шамана дебилала , достигнув богини Кшумаи , впадал в экстатическое состояние. Кшумаи богиня горных лугов и диких коз, живущая на высочайшей вершине Гиндукуша – Тирич-Мир, покровительница урожая зерна и плодов. Нуристанские ката (кати) посвящали свои танцы богам, предкам и героям, выздоровлению заболевших, в честь фей и т.д. [8, с. 132]. В кафирских круговых танцах, как и в якутских, могут танцевать мужчины и женщины. Рядом с якутским запевалой, держась согнутыми в локтях руками и немного раскачиваясь ими, выставляя вперед левую ногу, правую назад, размеренным шагом идут его «крылья» – подпевалы. Они хором подхватывали слова запевалы на последнем слоге и повторяли, усиливая его слова, все другие повторяли с ними. Когда один запевала заканчивал, его заменял другой, из идущих в «крыле». Круг участников двигается в ритмизированном ходе. Якутский джохар мог длиться несколько суток подряд. Читаем у К. Йеттмара: « Имра (Мара) приказал богам танцевать, но это удалось им сделать лишь тогда, когда появилась Дисни (сестра Имры – Л. Ф.) . Согласно заметкам Фридриха, существовал такой танец, при котором участвующие в нем уриры надевали себе на голову сито для просеивания муки. Этим они хотели добиться от Имры , чтоб он заставил солнце вновь взойти» [8,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=