Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
156 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. перебирания ногами. С первых ударов барабанов и писком духовых инструментов все танцоры начинают бегать рысцой вокруг здания; одни с плавным раскачиванием, вроде старомодного вальса, другие двигаясь боком быстро или медленно, смотря по желанию» [5, с. 283]. Здесь примечательно, что бег рысцой схож с бегом рысцой чеченского зикра джахри . В жизни кафиров эти пляски имеют значение торжественных обрядов. Все принимающие в них участие, делают это по праву, связанному с рангом джаста . Пляски джастов на открытом воздухе почти те же, что и в громме ( доме собраний ), с той лишь разницей, что жрец не играет в них такой видной роли. Он занимает место в ряду других. Подобные ежегодные пляски завершаются с обычными пиршествами, но не внутри громмы, а на крыше. Каждый вид кафирской пляски носит особое наименование, которое зависит более от повода, по которому она возникла или от места, где пляска происходит, чем от особых фигур и движений самого танца [5, с. 286]. Джасты (статусные, уважаемые мужчины), начинают плясать одновременно со жрецом. Их поступь состоит в подергивании ногами, поднимая их с пола и в боковом движении носка одной ноги, чтобы отмечать удары барабана через 2 такта в третий. Когда же жрец, переходя от пляски на месте к движению вперед, направляется к огню, все джасты поворачиваются направо, опускают свои топоры и кидаются и вниз, и вперед, будто хотят разрубить на земляном полу свои причудливые сапоги [5, с. 283] (рис. 5) . Рис. 5. Современный танец джастов. В якутской традиции, главный ритуальный обряд благословения алгыс на летнем кумысном празднике Ысыах начинается на восходе солнца в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=