Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
155 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. Также и в круговом танце осуохай запевала обращается к божествам с просьбой. Фрагмент запева старинного танца, молитвенной просьбой к богиням Иэйиэхсит и Айыысыт : «… Дьэ-э, дуо-о! Иитэр Иэйиэхсиппит имтэн иэнигий, Оҕоло-о-ор! Айбыт Айыыһыт хатын, Араҥаччылыы тур, оҕоло-о-ор! Тиэргэн иччитэ, тэрийэ тур Оҕоло-о-ор! Айыыһыт хатын, Биһиги алтахтаабыт сирбитигэр Арылыас кус сымыытын курдук Араҕас илгэни биллиргэччи Таммалата тур! Оҕоло-о-ор! Биһи дьон тиэрэҥнээбит сирбитигэр Чөркөй кус сымыытын курдук Үрүҥ сүлүйгэйи чөллүргэччи Түһэрэ тур! ! Оҕоло-о-ор!...» [7, с. 386]. « Ой-ли! Ой-ли! Кормилица, хранительница наша богиня Иэйиэхсит, Услышь, ласкова будь! Детушки! Родимая, богиня родов, Айысыт госпожа, Покровом будь! Детушки! Хозяйка скотного двора, строительствуй! Детушки! Богиня родов, госпожа, На то место, где гуляли мы, Источи с яйцо гоголя каплми Желтую влагу илгэ! Детушки! На ту землю, где мы хороводом ходили, С яйца чирочье каплями точи Белую влагу! Детушки! » [7, с. 387] Вселенная древних якутов состоит из трех миров – девятиярусного неба, места пребывания бога Айыы Таҥара и его ипостасей божеств айыы , земли, и преисподней, место пребывания демонов. Все три мира связаны сквозной осью – Мировой горой / Мировым деревом / Золотой коновязью, проходящими через Полярную звезду. Дж. С. Робертсон пишет, что «один кафир, человек большого природного ума объяснил, что у них существует семь небес, спаянных вместе Полярной звездой» [5, с. 318]. В богословии кафиров фигурирует как небо, так и преисподняя. Вселенная разделяется на Урдешъ , горный мир, место пребывание богов, Мичдешъ, землю и Юрдешъ , нижний мир [5, с. 68]. Религиозными руководителями у Гиндукушских кафиров являлись жрецы – ута , совершавшие жертвоприношения богам. Читаем далее у Дж. С. Робертсона: «Пляски в честь одной из главных богинь Крумаи происходят всегда последними. Хотя и нет правила, чтобы церемонии завершались обязательно ими. Кафиры так неутомимы в пляске, что, проделав свои главные обряды в честь своих главных божеств, они нередко опять все начинают все сначала. В пляске в честь богини Курумаи не бывает стояния на месте, ни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=