Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
154 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. Рис. 4. Запевала якутского кругового танца тоже обращался поименно к каждому из божеств, восседающих на девяти небесных ярусах, слова его повторяли танцующие в круге. В якутском героическом эпосе олонхо К. Г. Оросина «Ньургун Боотур стремительный» описывается, как женщина алгысчыт на Ысыахе приветствует девять небес: « Уонна эмээхсин дьахтар тоҕус халлааҥҥа уруйдуу-уруйдуу арылыас кус сымыытын курдук араҕас арыынан лачыгыратчы арыылаабыт, көҕөтчөр биэ көйөргөтүнэн, улаан биэ уйгутунан, кытарах биэ кымыһынан ыһыах ыһан унаарыта-унаарыта, сахалыы туойан дьалыһыйа турар үһү ». « И старая женщина, приветствуя девять небес кумысом, сдобренным желтым маслом, подобным яйцу утки гоголя, приготовленным из молока сивых кобылиц, из обильных даяний желтых маток, из лучшего кумыса яловых кобылиц; кропя плавным движением руки, освящает кумысный праздник – ысыах, по-якутски восторженно воспевает » [6, с. 166]. В олонхо алгысчыт – женщина, удаганки (шаманки) тоже исключительно женщины, это еще время матриархата. В этом фрагменте старинного олонхо описывается как женщина-алгысчыт обращается с приветствием, просьбой к каждому из божеств, восседающих на девяти небесах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=