Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
152 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. В этой работе Дж. С. Робертсон пишет, что «пляска играет важную роль в интимной жизни кафиров, она бывает то религиозным обрядом, то зрелищем или развлечением. Но, по всей вероятности, чистой светской пляски не существует. Главные пляски следующие: 1) обрядовые пляски джастов 2) пляски в честь славных покойников (почитание предков или героев) 3) Благодарственная пляска, устраиваемая убийцами Гишу 4) Молитвенная пляска женщин, в то время, когда мужчины находятся в походе 5) Пляски на случай смерти кафиров 6) Пляски при постановке идолов» [5, с. 280-281]. Из этого видно, что все танцы у гиндукушских народов имеют религиозный характер. Пляска проводится внутри специального здания громмы , или вне ее, на открытом воздухе, смотря по времени года. На очаге пылает большой огонь, в восточной части комнаты располагаются музыканты. Против них, с другой стороны огня, стоит пышно одетый жрец, а направо и налево от него – шаман пшур и его помощник дебилала . Они охватывают внутренний круг, охватываемый шеренгою джастов . Пляска начинается с тремя кругами в честь бога войны Гиша , затем делается столько же кругов в честь каждого из других божеств и заканчивается пляской в честь одной из главных богинь – Курумаи [5, с. 280-282]. Якутский служитель культа алгысчыт во время обряда алгыс на летнем Ысыахе делал круги со своей свитой, имитируя поднятие с одного яруса неба на следующий, при этом на каждом из них останавливался и обращался торжественным тойуком , к каждому айыы с благословлением. Сопровождающие его клином дети высоким голосом повторяли за ним. Здесь надо отметить, что свита алгысчыта состояла из 9 мальчиков и 8 девочек, которые были «чистые» – предпубертатного возраста, 10-11 лет (рис. 2). Рис. 2. Якутский алгысчыт со свитой, «чистыми» детьми
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=