Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
151 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. популяции, приводится вывод Красноярского генетика В. В. Фефеловой. Она обнаружила у саха (якутов) мощную европеоидную примесь и наличие «европеоидного» гена HLA-A1, но с показателями, отличающимися от тех, что имеются у европеоидов Европы. Она пишет, что «якутская популяция отличается от них высокой частотой гена HLA-B17, гаплотипа HLA-A1, B17 и отсутствием или крайне низкой частотой гаплотипа HLA-A1, В8. Наиболее близкие показатели такой популяции имеют жители Индии» [4, с. 23]. Результатом многолетних кропотливых исследований В. В. Фефеловой стал вывод о том, что «в сложении якутского народа принимали участие главным образом две большие ветви: арийская и тюркская» [4, с. 210]. В месте пребывания в древности арийских племен – в Гиндукушско- Гималайском регионе, проживают дардоязычные и нуристаноязычные народности – кохи, калаши и нуристани и др. Гиндукушские верования, сохраняемые сегодня в основном у калашей, будучи основаны на религии древних ариев и сохраняя многие индоевропейские архаизмы, прошли большой путь развития в условиях изоляции, влияния неиндоевропейского субстрата, а также позднего исламского воздействия. Культы «кафиров»-нуристанцев к XIX веке оказались в практической полной изоляции на фоне окончательного вытеснения исламом традиционных верований у соседних дардов, зафиксировать которые в первозданном виде западные этнографы не успели. Древний пантеон кафиров включал в себя множество божеств, среди которых центральное место занимал бог Имра (Мара) – верховное божество, рядом с ним стояли его пророк Мони и бог войны Гиш , один из наиболее почитаемых богов Кафиристана. Наряду с этими тремя главными божествами существовал целый ряд младших богов и богинь – детей или творений Имры (Мары), в т.ч . богиня лугов и диких коз, живущая на высочайшей вершине Гиндукуша – Тирич-Мир, покровительница урожая зерна и плодов Кушумаи. Религиозными руководителями у кафиров являлись жрецы – ута , совершавшие жертвоприношения богам, их помощники – дебилала , певшие религиозные песни и плясавшие на религиозных церемониях, и, наконец, пшур – шаманы, люди, одержимые божеством, гадавшие и предсказывавшие в состоянии исступления. Что касается калашей, то судьба этого дардоязычного народа оказалась тесно связана с соседними нуристанцами. Первые исследователи и миссионеры начали проникать в Кафиристан после колонизации Индии, но по-настоящему объемную информацию про его жителей предоставил английский врач Джордж Скотт Робертсон, посетивший Кафиристан в 1889 году и живший там в течение года. Уникальность экспедиции Робертсона в том, что им был собран материал по обрядам и традициям кафиров до исламского вторжения. Он издал в 1896 году книгу «Кафиры Гиндукуша».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=