Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

150 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. сведения о том, что первыми исполнителями танца осуохай были женщины и что в этом усматривается архаичный культ женщины» [3, c. 286]. Автор статьи в апреле 2018 г. посетила в северном Пакистане городок Бахрейн в округе Сват провинции Хайбер-Пахтунхва. Встретилась там с 103- летним старцем Баба. Он рассказал, как они в детстве смотрели на стерхов, слетающихся на гумно местного раджи. Тот им бросал зерна и птицы клевали их. Также рассказал, что стерхов прилетало много, они зимовали на высокогорном озере Маходанд, питающееся тающим ледником горы Гиндукуш и впадающее в реку Сват. В мифологии якутского олонхо сестра героя удаганка Айы́ Умсу́р Удаҕан , обернувшись громадной птицей стерхом, прилетает с верхнего мира на помощь к брату [3, с. 151]. По мнению П. А. Ойунского, «… следы матриархата встречаются в культе, который в героическую эпоху (олонхо) всецело находится в руках женщины во всех трех мирах. В этой эпохе нет ни одного шамана-мужчины. У всех трех великих объединений, разделивших вселенную, мы встречаем женщин удаганок. Они составляют как бы особую касту « айыы намыһын удаҕаттар », во главе которой стоит знаменитая удаганка Айыы Умсуур Удаҕан » [3, с. 151]. Вторая часть танца – хаамыы үҥкүү и айан . Здесь слово хаамыы означает «шагать», үҥкүү – «танец» и происходит от слова үҥ – «молись». Т.е. хаамыы үҥкүү – «молитвенная ходьба». Слово айан означает «путь», т.е. ритмично совершаемые шаги участников танца в кругу по ходу солнца означают, что они «пустились в молитвенный путь». Третья часть – көтүү , что означает «полет», «вознесение» или «воспарение». Как пишет А. Г. Лукина: «Это кульминационная, экстатическая часть танца, передаваемая прыжками, убыстрением темпа, ритма, изменением обычного состояния участников танца, объединяющая в себе образ летящего, крылатого коня и парящей птицы. В отскакивающих от земли прыжках, постоянно усиливающихся и убыстряющихся, усматривается стремление к полету» [3, с. 290]. Автор этих строк, будучи участником такого кругового танца, однажды имела счастье испытать это чувство «вознесения», когда ноги не чувствуют земли и охватывает чувство покачивания в волнах коллективного танца. Многократно исполняемые в процессе танца круги – это своеобразная дорога в небо, где обитают божества айыы во главе Айыы Таҥара . Круги танца – это символическое повторение хода солнца, имитация пути по спиральной сакральной дороге айыы суола вверх к Айыы Таҥара . Как пишет А. Г. Лукина – «Достижение экстатического состояния означало установление контакта с божествами айыы , обитающими в верхнем мире. Этого требовал весь ход ритуальных действий обряда Ысыах» [3, с. 293]. В поддержку положения об описании в олонхо изначальной долины протопредков саха (якутов) в области стыковки горных систем Гиндукуша, Каракорума, Северо-западных Гималаев, и где зимуют стерхи Обской

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=