Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

149 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. главном боге всех тюрков и монголов евразийских степей и что «Тэнгри – монархический бог» [2, c. 206]. Он предложил дать название живой и организованной религии, вращающейся вокруг Тэнгри, обобщающий термин «тэнгризм» [2, с. 207]. Во время кумысного праздника Ысыах, посвященного Айыы Таҥара и его ипостасям верхним айыы , проводится обрядовый, массовый круговой танец джохар ( дьуохар или оhуохай ) (рис.1). Рис.1. Современный якутский осуохай на летнем ысыахе. Осуохай (д жохар) обычно начинается после проведения основного обряда алгыс. Как пишет А. Г. Лукина: «Первая часть танца – зачин, в пластически-танцевальном плане – глубокие поклоны – движения, призванные соединить верх и низ, Небо и Землю. Многократно исполненные поклоны первой части – это по существу моления в честь айы́ (божеств). В этой части движения напоминают танцующих стерхов – белых журавлей» [3, с. 290]. Стерхи Обской популяции до недавнего времени летовали в сибирской тундре, зимовали же в высокогорных водоемах на севере Пакистана, Индии, Афганистана. Сегодня их почти не осталось. В якутском эпосе олонхо герои проживают в долинах, окруженных с белоснежными пиками и где зимуют стерхи. Т.е. материал олонхо указывает северные районы Пакистана, Индии, Афганистана. Это ареал пребывания древних ариев. А. Г. Лукина пишет, что «в архивных материалах говорится, что в осуохае (джохаре) исполнители имитируют повадки стерхов, взявшись за руки и кружась по ходу солнца» [3, c. 287]. А также «в архивных материалах есть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=