Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

148 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. of the Sakha (Yakuts) and the Sufi dhikr Jahri. An assumption is made about the ancient cultural and kinship ties of the proto-ancestors of peoples who’s so far away today. Collective circular dances are found in the culture of all peoples of the world, they are all archaic and associated with the divine. Ultimately, they reproduce the mythological action as ensuring the orderliness of Universe. Keywords : dzhokhar, zikr, jahri, ayy, tengrism, sufism, Tengri, kafirs. DOI 10.22405/2304-4772-2025-2-147-164 Актуальность исследования . Актуальность проблемы обусловлена, во- первых, сохранением народных традиций, во-вторых, выявлением культурных диффузий и межкультурных связей. Идейная основа ритуальных танцев древних якутов недостаточно изучена. Недостаточно освещены и религиозно- мифологические, мифоритуальные основы якутского коллективного кругового танца в сравнении с аналогичными танцами других традиций. Новизна и оригинальность исследования – впервые якутский ритуальный круговой танец в семантическом плане рассматривается в сравнении с ритуальными танцами народов Гиндукуша и суфийского зикра джахри . Целью работы является выявление общих аспектов семантики ритуальных круговых танцев саха (якутов), круговых танцев народов Гиндукуша и суфийского зикра джахри . Задачами исследования являются: - сравнение семантики основных движений якутского ритуального кругового танца джохар (осуохай) с семантикой круговых танцев гиндукушских народов, суфийского зикра джахри и выстраивание общего вывода. Проживая на юге и будучи табунщиками, саха (якуты) хозяйственный год вели по биологическому ритму своих лошадей, в т.ч. по сроку беременности, равным примерно количеству дней в году, т.е. 11-12 месяцам по григорианскому календарю. Самый важный якутский ритуальный праздник летний Ыһыах посвящается Творцу Небесному – Айыы Таҥара и его функционально различным ипостасям – айыы , расположенным по 9 небесным ярусам. Он проводится 21-22 июня, в дни летнего солнцестояния. В словаре якутского языка Э. К. Пекарского написано: « Биһиги былыргыларбыт бастыҥ – тапта́н да туран дьарыктанар дьарыктара ба́ра – Айы́ Таҥара үөрэҕэ » и дается перевод – «Главным и любимым занятием- развлечением наших древних (людей) было Божье назидание (в вере)» [1, стб. 796]. Здесь «Божье назидание» – учение Айы́ Таҥара (Айы́ Таҥара үөрэҕэ) , учение веры в Тенгри. Французский историк, религиовед Жан-Поль Ру в 1956 г. в своей работе «Тэнгри. Очерк о небесном Боге алтайских народов» писал о представлении о Тэнгри, восходящему своими корнями к V-IV тысячелетиям до н.э., как о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=