Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
14 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. – это ложное представление человека о своем отношении к миру. И изменить это отношение можно только усилием смирения. Смысл смирения – в единении с другими, в соединении с людьми любовью, наконец, в единении со всем живым. Главный путь, ведущий к смирению, – преодоление соблазна гордости. Только смиренный человек, поборовший в себе соблазн гордости, может «унизиться» до непротивления злому, поскольку именно гордость «извращает» мотив непротивления, заставляя человека считать себя «лучше» злодея и «сильнее» зла. Особое место в ряду положительных усилий сознания занимает нравственное усилие правдивости. Согласно Толстому, правдивость есть знание и исповедание духовной истины на основе требований разума. «Хотя бы весь мир признавал учение истинным, человек должен проверять его разумом и смело откидывать, если оно не сходится с требованиями разума» [13, c. 344]. Для Толстого разум есть высшая ценность жизни и стоит в одном ряду с основными духовными началами бытия – верой, душой, Богом. Заключение В результате исследования границ человеческой свободы Толстой приходит к выводу, что возможность нравственного усилия коренится в свободе признания и выбора духовных истин. Конкретизируя этот тезис и переводя его в практическую плоскость, Толстой подчеркивает: свобода проявления усилий сознания определяется тем фактом, что духовная, истинная жизнь человека сосредоточена только в настоящем времени. Только «в мгнове- нии настоящего человек всегда свободен» и только в это мгновение он может проявлять нравственное усилие: воздерживаться от зла и делать добро. Отсюда вытекают главные толстовские наставления делания добра и проявления любви в настоящий момент времени: «здесь и теперь». Будущего и прошлого добра нет, есть только добро настоящее. Точно так же и любить, прощать, не противиться злому и т.п. можно только в настоящий момент времени. Вот некоторые из этих наставлений, которые каждый человек может применить к ситуации выбора в конкретный момент времени с помощью нравственного усилия: «Главное дело в жизни — любовь. А любить нельзя ни в прошедшем, ни в будущем. Любить можно только в настоящем, сейчас, сию минуту» [13, c. 278]. «Если человек решает, что ему лучше воздержаться от требований настоящей самой малой любви во имя другой будущей большей любви, то он обманывает или себя, или других и никого не любит, кроме себя одного» [13, c. 279]. «Любви в будущем не бывает: любовь бывает только в настоящем. Если человек не делает дела любви в настоящем, в нем нет любви» [13, c. 279].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=