Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
137 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. обрядов . В этом плане Калашникова М. Б. считает, что «у современной молодежи существует двойственное отношение к религии – повышенный интерес к внешним признакам религиозности сочетается с низкой внутренней религиозной направленностью» [14]. Здесь важно, на наш взгляд, подчеркнуть тот факт, что религиозная культура католической и протестантской молодежи отличается от православной молодежи, прежде всего, своей осознанностью и однородностью. Как в этом отношении отмечает Чеснова Е. Н., она «в большей степени соотносится с вероучением, христианскими ценностями» [33], но также подвержена процессам «трансформации в условиях цифровизации общества, культуры и религии» [33]. Действительно, процессы цифровизации, затрагивающие все стороны общественной жизни, играют большую роль в формировании религиозной культуры современной российской молодежи. Как справедливо отмечает Чеснова Е. Н., именно в молодежных кругах «происходит апробация новых цифровых технологий, гаджетов, создание нового языка общения в онлайн пространстве, по-новому осмысляется и представляется культура и ее неотъемлемые составляющие, например, религия» [33]. Возникают новые религиозные феномены в цифровой среде через «используемые гаджеты, современные технологии, мессенджеры, приложения, сайты, социальные сети (группы, блоги, сообщества), христианский контент, цифровой христианский мерч (стикеры, гифки, электронные открытки, обои), используемые поисковые теги» [33]. Таким образом, на основании проанализированных социологических исследований можно сделать следующие выводы: В настоящее время религия для молодого поколения нашей страны является частью новой культуры, возникает особая религиозная культура, имеющая свою специфику и характерные особенности. На формирование религиозной культуры современной российской молодежи оказывают влияние пол, семья, культурные традиций и обычаи, процессы секуляризации, глобализации и цифровизации, социокультурные, исторические и политические преобразования в обществе. Несмотря на то, что Россия является многоконфессиональным и многонациональным государством, религиозная культура современной российской молодежи формируется по большей части представителями двух наиболее многочисленных религиозных групп – православными христианами и мусульманами. Процент молодежи, относящих себя к другим религиозным течениям или придерживающихся нерелигиозного мировоззрения, невысок. В религиозном мировоззрении и религиозных практиках православных христиан и мусульман имеются значительные расхождения, связанные со степенью проникновения в религиозную культуру, процессами инкультурации и социализации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=