Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
135 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. четвертых, формирование религиозности в семье представителями разных поколений; в-пятых, акцентирование внимание молодых людей на роль Русской православной церкви в формировании российской культуры, государственности, обеспечении национального единства страны и т. д. Различная степень воцерковленности, по мнению Уфимцевой Е. И., свидетельствует о неоднородности религиозности современной православной (христианской) российской молодежи, что по результатам различных российских социологических исследований проявляется в преобладании количества молодых людей, позиционирующих себя с православием (75 %) над количеством принявших крещение (69 %), наличии атеистов среди принявших крещение в русской православной церкви (13 %), низким процентом регулярно исповедующихся и причащающихся (3-5 %) [см. подробно: 31]. Однако, несмотря на то, что в настоящее время религия является частью духовной культуры нашей страны, часто участие в религиозных практиках, приобщение к ее обрядам и традициям имеет и внешнюю сторону, представляя собой неоднократное повторение одних и тех же привычных действий, без понимания их духовной глубины . В этом отношении Улыбина А. А. справедливо замечает, что отношение молодых людей к религии утратило сакральный смысл : «Отношение молодого поколения к религии перестало быть чем-то таинственным, высоко духовным, всё переросло в обыденное, никто уже не воспринимает религию как что-то сокровенное» [30]. Это связано во многом с соединением в мировоззрении современной молодежи разрозненных традиций, влиянием Запада, атеистическим советским прошлым нашей страны и т. д. По мнению Дмитриевой Е. А., для современной молодежи характерен такой религиозный феномен как «вера на всякий случай» , которая проявляется перед важными событиями в жизни, будь то сдача экзаменов, устройство на работу и т.д., что свидетельствует о п оверхностном, неглубоком отношении к религии, относящемся во многом к вере в сверхъестественное, к суевериям, загадочным и таинственным явлениям, магии и являющимся подменой религиозных объектов: «В ситуации, когда молодой человек пишет на церковной стене «Боже, помоги сдать экзамен» и ставит по этому случаю свечку, имеет место тоже суеверие. <...> При этом, молодой человек может искренне верить в то, что данное действие может помочь ему сдать экзамен, но он не задумывается о том, что религия и вера не направлены на решение подобных проблем. На месте слова «Бог» здесь можно поставить какого угодно персонажа из пантеона любого народа мира» [11]. В этом отношении Попова Р. М. отмечает, что для части молодого поколения так же характерно обращение к вере и религии в критические моменты жизни и в период трудных ситуаций, после разрешения которых происходит возвращение к повседневной жизни [см. подробно: 23] . Как подчеркивает Калашникова М. Б., для современной молодежи молитва носит «характер прошения, в очень редких случаях – благодарности» [14]. Молодые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=