Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
134 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. «неопределенность» религиозного сознания современной молодежи , уровень которой составляет 56 % (79 % относящих себя к православным, 12 % – к мусульманам, 5 % – к христианам Апостольской армянской церкви, 3 % – к буддистам и др.), во-вторых, наличие значительных различий в религиозном мировоззрении и религиозных практиках у православных и мусульман, представляющих собой две наиболее многочисленные религиозные группы, проживающие на территории нашей страны. Важно отметить, что показатель количества студентов, относящих себя к православным, превышает долю тех респондентов, которые относят себя к верующим, что также нашло отражение и в других проводимых социологических исследованиях [см.: 6; 9 и др.], что, по мнению ряда авторов, свидетельствует об «отождествлении национальной, этнокультурной и религиозной принадлежности» [9]. Исследование так же показало, во-первых, отсутствие у молодых людей, относящих себя к православию (христианству), серьезного отношения к чтению религиозных текстов и соблюдению религиозных обрядов, что играет важную роль в формировании религиозного мировоззрения : «Большинство православных студентов редко молятся, не знают общепринятых религиозных молитв, не читают священных книг, не соблюдают пост, редко посещают церковь и еще реже исповедуются и причащаются» [29]. В отличие от православных (христиан) мусульмане следуют религиозным предписаниям и принимают активное участие в религиозной обрядовой деятельности (чтении молитв, Корана, соблюдении поста, посещение мечети и т. д.). Можно также заметить значительную разницу между православными и мусульманами в отношении к религии и ее основным догматам. Так, например, 47 % православных и 77 % мусульман верят в ад и рай; 26 % православных и 6 % мусульман – в перевоплощение души. Веры в зависимость загробной жизни от совершенных в земной жизни поступков придерживаются 56 % православных и 87 % мусульман. В рамках данного исследования обращает на себя внимание тот факт, что если для молодежи, идентифицирующих себя с православием, на первое место выходит компенсаторная (терапевтическая) функция религии, то для мусульман, на наш взгляд, преобладающей все же является мировоззренческая функция религии, в большей степени ориентация на веру в загробную жизнь, являющуюся одной из основ исламской религии. Тихомиров Д. А. так же выделяет следующие четыре группы православной (христианской) молодежи, которые были им сгруппированы «на основании степени включенности их в религиозную жизнь, измеряемую посредством интенсивности их религиозных практик» [29]: «воцерковленные» (4 %), «полувоцерковленные» (20 %), «слабо воцерковленные» (50 %), «невоцерковленные» (25 %). Во-вторых, сильное расхождение веры с традиционным православным (христианским) вероучением, в-третьих, более высокий уровень религиозного сознания и активное участие в религиозных практиках у мусульман; в-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=