Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

132 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. что может, на наш взгляд, являться показателем безразличия к религии в повседневной жизни или эпизодического обращения к церковным таинствам и ритуалам, например, в религиозные праздники, такие как Рождество, Крещение, Пасха и т.д. В этом отношении Широкалова Г. С., Шиманская О. К. отмечают: «В 40% семей юношей религиозные праздники отмечаются как религиозные, в каждой восьмой как дань народной традиции, в каждой третьей – «когда как», в каждой десятой они не отмечаются. Существенных отличий от семей девушек нет» [35]. Такое эпизодическое обращение к церковным таинствам и ритуалам, посещение церкви в большие религиозные праздники, на наш взгляд, может свидетельствовать о том, что религиозность современной молодежи является скорее данью установленных испокон веков семейных и культурно-исторических традиций и обычаев, чем выражением личностных убеждений и переживаний. Об этом и свидетельствует частота посещения церкви, где в указанном выше исследовании самыми популярными ответами были следующие: 1) несколько раз в год (36 % юноши, 44 % – девушки); 2) был(а) ради интереса (21 % юноши, 18 % – девушки); 3) в религиозные праздники (15 % юноши, 16 % – девушки) [35]. Таким образом можно сделать вывод о том, что религиозность студенческой молодежи имеет гендерные особенности , религиозная инкультурация молодого поколения опирается на обычаи и традиции, установленные в обществе, и осуществляется в семье представителями разных поколений, посредством бесед на религиозные темы, совершении различных ритуальных действий с родителями, родственникам и и т.д. и зависит от наличия (отсутствия) религиозных убеждений и вытекающих из них норм поведения . Однако, как замечает Малявина С. С., влияние семьи на формировании религиозности и погружение в религиозную культуру неоднозначно : «может ввести ребенка в мир религии или отдалить от него» [19]. На противоречивую роль семьи в формировании религиозности молодых людей указывает Андриянова Т. В. С одной стороны, семья является «основным агентом религиозной социализации» [3], с другой стороны, становится «источником внутреннего конфликта, бунта личности молодого человека, провоцирует желание противостоять семейным устоям» [3]. Все это свидетельствует о том, что у молодых людей формируется «неустойчивая религиозная ориентация»: две трети из них полагают, что «Бог един, а религий много» [35]. На «неустойчивую религиозную ориентацию» указывают и Андреева Л. А., Андреева Л. К. на основе проведенного социологического исследования студентов филиала Московского государственного университета технологий и управления (МГУТУ) в г. Волоколамске Московской области в 2010 году, подчеркивая наличие в сознании молодежи сомнений в истинности основных и существенных положений вероучения , редкое участие в культовых действиях (за исключением важных религиозных обрядов и праздниках), отсутствие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=