Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
131 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. степени с нравственным самосовершенствованием, самопознанием, приобщением к культуре своей страны. Религия в рамках такого рассмотрения, по верному замечанию Чесновой Е. Н., предстает как «практика самоидентификации, самопознания, духовного развития» [33]. Как верно замечает Грашевская О. В., помимо компенсаторной (терапевтической) функции, современная молодежь видит в религии «основу нравственности, хранительницу национальных традиций и культуры» [9]. Кобзева Н. А. так же делает акцент на важности компенсаторной (терапевтической) функции религии для современного российского студенчества, которое представляет собой «колеблющуюся молодежь» с «неустойчивой позицией» и частичной ориентацией «как на христианские, так и на антихристианские заповеди» и с переходным состоянием системы ценностей: «Из группы терминальных ценностей студенческой молодежи вера в Бога (и жизнь после смерти — курсив наш Е. М.) переходит в категорию инструментальных: дает утешение и поддержку, помогает справиться с трудными жизненными ситуациями и т.д.» [16]. Тем не менее, говоря в целом о религиозных ценностях современной российской молодежи следует отметить, что, несмотря, что часть из них относят себя к той или иной конфессии, посещает церкви и мечети, исполняет религиозные обряды, использует религиозную атрибутику в быту и одежде, они характеризуются «синкретизмом, амбивалентностью, внеконфессиональностью, общегуманистической трактовкой нравственности и морали» [27, c. 8]. По результатам проведенного в 2023 году Савицкой Ю. П. исследования о роли религии в формировании ценностных ориентаций студенческой молодежи делается вывод о взаимообусловленности терминальных и инструментальных ценностей, важности базовых ценностей и значимости материального благополучия и здоровья [27, c. 8-9]. Важно подчеркнуть, что в настоящее время проводится активная государственная политика по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей и в этом плане Попова Р. М. отмечает, что молодое поколение нашей страны все же ориентировано на традиционные религиозные ценности больше, чем представители среднего возраста» [23]. При чем, данные ценностные установки начинают закладываться уже в семье представителями разных поколений. Не зря «главным проводником религиозности» молодых людей, по мнению ряда авторов, является семья [см. подробно: 4; 7; 13; 35]. Указанный выше опрос нижегородских студентов показал, что при ответе на вопрос о прохождении обряда посвящения в той или иной конфессии самым популярным ответом был «в детстве, по решению родителей и родственников» (54 % юноши, 59 % – девушки) [35]. Было установлено, что 35 % молодых людей считает свою семью религиозной (82 % характеризуют мать как верующего человека, 63 % – отца), для остальной части опрошенных информация о религиозности родителей не является актуальной или значимой,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=