Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

130 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. всего, отметим, что значительная часть опрошенных молодых людей так же считают себя православными (66 % юноши, 73 % девушки). А наиболее важные функции религии, которые выделяют студенты Нижегородской области, во многом совпадают с определенными студентами Владимирской области. Это следующие функции: 1) помощь и утешение в трудные минуты (62 % юноши, 74 % девушки); 2) помощь в нравственном воспитании людей (61 % юноши, 70 % девушки); 3) помощь в стрессовых ситуациях (51 % юноши, 58 % девушки); 4) помощь в понимании самого себя (46 % юноши, 57 % девушки); 5) спасение души (43 % юноши, 47 % девушки): 6) помощь в понимании культуры своего народа и его истории (42 % юноши, 46 % девушки); 7) укрепление семьи (31 % юноши, 26 % девушки) и т. д. [34, c. 79]. Таким образом, мы видим, что религия имеет в сознании молодых людей, прежде всего, компенсаторную ( терапевтическую) функцию, связанную с утешением и поддержкой в трудные минуты жизни, стрессовых ситуациях и т.д., это так называемая «терапия душевного кризиза» [35]. Г. С. Широкалова, О. К. Шиманская, А. В. Аникина подчеркивают, что «важность терапии подчеркивается и при ответе на вопрос о причинах роста религиозности россиян» [34, c. 80]. Так, среди наиболее популярных ответов молодых людей о причинах роста религиозности в России отмечаются следующие: 1) Религия дает психологическое успокоение (53 % юноши, 66 % девушки); 2) Трудные жизненные условия (53 % юноши, 60 % девушки); 3) Необходимость возрождения нравственности (49 % юноши, 62 % девушки); 4) Необходимость подъема национального самосознания (41 % юноши, 52 % девушки); 5) Интерес к традициям своего народа (41 % юноши, 49 % девушки); 6) Мода на таинственное, необычное, новое (22 % юноши, 22 % девушки) и т. д. [34, c. 80]. В данном социологическом опросе обращают на себя внимание разные показатели в процентном соотношении в понимании роли религии у юношей и девушек, что позволяет сделать вывод о том, что формирование религиозности у молодых людей имеет свои гендерные особенности. В отношении терапевтической функции религии Г. С. Широкалова, О. К. Шиманская сделали вывод о том, что в настоящее время «на первый план вышла терапевтическая функция веры, которую не надо отождествлять с компенсаторной, ориентирующей на загробное воздаяние. За рубежом «терапевтами» выступают психологи и психиатры, в России – религиозные институты» [35]. Действительно, среди выбранных молодыми людьми функций религии отсутствует вера в загробный мир, являющаяся важным аспектом религиозного вероучения, что свидетельствует об ориентированности молодежи на посюсторонее, земное существование, выживание здесь и сейчас : «главное – актуализация потребности собственного физического и душевного выживания» [35]. Таким образом, мировоззренческой, воспитательной, культурной функциям религии отводится второстепенная роль, связанная в большей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=