Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
13 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. человечеству не от праздности, а от делания того, что не нужно и вредно» [13, c. 289]. Все это подводит Толстого к необходимости обоснования усилия неделания как базовой установки борьбы со злом. Искусство любви: положительное усилие сознания (самоотречение, смирение, правдивость) Отрицательное усилие неделания готовит почву для положительных усилий сознания, необходимых для борьбы с грехами, соблазнами и суевериями как препятствиями любви. В этой части этика Толстого напрямую связано с традицией «заботы о душе» и «духовных упражнений», позволяющих достичь необходимого уровня духовного совершенствования для проявления любви как условия жизни в настоящем. Определяя положительные условия в борьбе со злом, Толстой устанавливает следующую зависимость: усилие самоотречения освобождает от грехов, усилие смирения – от соблазнов, усилие правдивости – от суеверий. Главным здесь является усилие самоотречения, освобождающее человека от телесных грехов – блуда, праздности, корыстолюбия, гнева, властолюбия и др. Согласно Толстому, эти грехи возникают вследствие отождествления своего «Я» с телом, подчинения ему души. Поэтому главным условием и предпосылкой избавления от грехов являются перенос своего «Я» в область души, признание духовного, божественного начала в человеке, необходимость подчинения ему животной природы. При этом Толстой подчеркивает, что самоотречение не есть «отречение от себя», не есть отречение от жизни, а только перенесение своего «Я» из животного существа в духовное. Толстой показывает, что самоотречение непосредственно связано с непротивлением, ибо всякая ненасильственная борьба со злом необходимо предполагает возможность жертвы человеческой жизни во имя высших духовных целей. В жизни каждого отдельного человека и всего человечества действует один и тот же закон, считает Толстой: «Для того, чтобы улучшить жизнь, надо быть готовым отдать ее» [12, с. 330]. Этот закон самоотречения является необходимой частью универсального закона любви. Толстой не ограничивается только рассмотрением общего смысла и назначения закона самоотречения, он намечает и конкретные пути его реализации. Одно из наставлений самоотречения Толстого гласит: «Единственно радостное дело жизни – это растить свою душу, а для роста души нужно отречение от себя. Начинай отречение в малых делах. Когда приучишь себя к отречению в малых, осилишь отречение и в больших» [13, с. 330]. Если усилие самоотречения есть средство борьбы с грехами, то усилие смирения способствует избавлению от соблазнов. Согласно Толстому, соблазн
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=