Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

129 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. представителям различных религиозных конфессий, во-вторых, «о размытой религиозной и конфессиональной идентичности» [37]. Особого внимания заслуживают результаты анкетирования студентов Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых [6], проведенное в 2013 году с целью определения религиозности студенческой молодежи. К категориям «верующие» (к категории «верующих» людей, помимо православия, незначительный процент молодых людей причисляют себя к «христианам евангельских направлений» (4,2 %) и «мусульманам» (2,8 %)) [6, c. 72] и «скорее верующие, чем неверующие» отнесли себя 65,5 %; «неверующие» и «скорее неверующие, чем верующие – 20, 2 %; «только ищущих» и «слишком занятых» – 9 %; затруднились с идентификацией – 5,3 % [6, c. 72]. «Православными» себя считают 52,1%; «просто верующими в Бога» – 12,1 %; «я сам по себе» – 9,4 %; материалистами и атеистами – 6,7 %, скептиками и агностиками – 4,2 %, «ищущими себя» – 3 % [6, c. 72]. Здесь заслуживает внимания тот факт, что незначительный процент владимирской молодежи либо не определились с конфессиональной принадлежностью, либо не идентифицируют себя с какой-либо религией, либо их взгляды носят нерелигиозную направленность. Обращает на себя то, что согласно составленному на основании данного исследования «рейтинга» религиозной идентичности, идентификация себя в качестве «верующего» человека занимает 8 место, после таких как «быть русским»; «самим собой»; «студентом»; «сыном/дочерью»; «россиянином»; «владимирцем»; «православным» и т.д. Религиозный человек с точки зрения студентов Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых характеризуется категориями в следующей иерархической последовательностью (в баллах): «кто соблюдает традиции своей религии» (3,41 из 5); «любого, кто верит в Бога» (3,39 из 5); «для кого вера стала главным смыслом жизни» (3,11 из 5); «любого, кто верит хоть во что-то таинственное» (2 из 5); «любого, кто лично сталкивался с таинственными явлениями» (1,7 из 5) [6, c. 73]. Участие в религиозных практиках среди верующих выражалось в крещение в детстве – 91,8 %, получении религиозного воспитания 50,5 %, редком участии в богослужении – 47,3 %, еженедельном посещении храма – 12,9 %, произнесении молитвы своими словами один раз в неделю – 47,3 %, чтении церковных молитв – 32,5 % [6, c. 73-74]. Функции религии в сознании молодых людей заключаются в том, что она, прежде всего, « утешает в трудные минуты» (3,55 из 5 баллов), «способствует нравственному воспитанию» (3,54 из 5 баллов), «объединяет людей в одно духовное целое» (3,36 из 5 баллов), «помогает найти смысл жизни» (3,12 из 5 баллов), «спасение души» (2,71 балл из 5) [6, c. 73]. Роль религии в сознании современной российской молодежи показывает также полномасштабное социологическое исследование, проводимое в 2016 году в ряде высших учебных заведений Нижегородской области [34]. Прежде

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=