Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

128 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. Следует отметить, что определение религиозности современной российской молодежи и ее уровня в рамках данной темы имеет первостепенное значение, т. к., по верному замечанию Шпаловой Е. В., духовность и «религиозность как особая форма духовности» [36] составляет основу религиозной культуры личности (на наш взгляд, данное положение может быть перенесено и на религиозную культуру молодежи как отдельной социальной группы). «Религиозность, – утверждает Шпалова Е. В., – является формой духовности, которая основывает гуманистические идеалы и ценности на вере в абсолютную, сверхъестественную высшую сущность – Бога» [36]. Таким образом, одним из основных измерений религиозности является религиозная вера. Помимо религиозной веры , к основным измерениям религиозности, по мнению американских социологов Ч. Глока и Р. Старка, следует так же отнести религиозный опыт, культ, знание религии, влияние религиозных мотивов на поведение индивида [см. подробно: 40; 41]. Можно сказать, что религиозность имеет как внутреннее содержание в сознании каждой человеческой личности, так и внешнее проявление, связанное с ее поведением и общественными отношениями. Кроме того, как справедливо замечает Чеснова Е. Н., «религиозность неоднорода, характеризуется разной степенью погруженности личности в религиозную традицию, религиозную культуру и культовую практику, разным уровнем знания вероучения» [33]. В рамках выявления религиозности современной российской молодежи заслуживает интерес с оциологическое исследование, проведенное среди студентов Чайковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета в 2014 году [37]. Исследование было проведено с целью определения представлений студентов о Боге, о природе человека, о существовании души человека, об отношении к религии и религиозным конфессиям в современном мире. 56 % студентов верят в существование Бога; 17 % – занимают промежуточное положение между «верой и безверием» и 10 % отстаивают атеистическую позицию [37]. 20 % студентов разделяют мнение о том, что человек представляет собой «духовное существо», остальные относят его к «биологическому виду», «социальному животному», «результату развития в обществе». 96 % студентов признают наличие души в человеке, что свидетельствует по мнению Щербаковой Е. В., о преобладании в мировоззрении студентов идеалистических позиций. Отношение студентов к религии размыто, противоречиво и неоднозначно: 40 % студентов считает, что молодежь не знает азов своей религии; 26 % считают общество «антирелигиозным»; 17 % указывают на «моду» на религию в современном обществе; 10 % акцентируют внимание на возрождение духовности. 50 % опрошенных считают, что «Бог один, а религиозные конфессии отражают религиозные взгляды на него»; 30 % – «все конфессии ведут к одному Богу»; 13 % – «различия между конфессиями принципиальны». Эти данные свидетельствуют, во-первых, о толерантном отношении к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=