Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
125 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. отмечают: «Повышение популярности религии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов – это одна сторона, и развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей – другая» [22; 30]. Ситуация осложняется так же тем, что религия представляет собой сложный и многозначный феномен, который по-разному осмысливается представителями различных возрастных групп и вероисповеданий на определенных ступенях исторического развития. Так, например, Ивлева М. Л., Курилов С. Н., Россман В. И. отмечают, что современная молодежь «вкладывает иной смысл в такие понятия, как вера, духовность, религиозность, традиции, обряды, каноны, нежели представители старших поколений» [12], для нее характерен более демократический взгляд на религиозные принципы, которые «столетиями определяли мораль, нравственность и идеологию в нашей стране» [12], а особенностью настоящего время является «ментальное «раскрепощение» в понимании и следовании культурным и религиозным традициям» [12]. В такой ситуации исследование религиозной культуры современной российской молодежи важно, значимо и актуально. Целью данной статья является выявление специфики и особенностей религиозной культуры современной российской молодежи на основе анализа материалов различных социологических исследований. Основная часть статьи. Религиозная культура представляет собой сложное комплексное многоуровневое социокультурное образование , являющееся частью духовной жизни общества . Возникновение «религиозных культур», лежащих в основе цивилизаций, культурных традиций различных стран и эпох, связано, как правило, с взаимодействием религии и культуры, их взаимовлиянии друг на друга [см. подробно: 24]. Можно так же говорить как о религиозной культуре различных социальных групп, так и отдельной человеческой личности. В настоящее время существуют различные трактовки понятия «религиозная культура», предложенные Яблоковым И. Н., Федоровым А. А., Лебедевым С. Д., Акиловой М. М., Арзумановым И. А. и др. Религиоведческая трактовка данного термина акцентирует внимание на том, что религиозная культура представляет собой «совокупность способов и приемов обеспечения и осуществления бытия человека, которые реализуются в религиозной деятельности и представлены в ее несущих религиозные значения и смыслы продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями» [цит. по: 39, с. 156; см.: 38; 1]. Культурологическая интерпретация связана с пониманием религиозной культуры как «одной из основных разновидностей духовной культуры человечества, совокупность ценностей, норм, идеалов, образов и значений, характеризующих каждую из мировых религий <…> комплекс верований, которые регулируют самые различные виды жизнедеятельности людей, их поведение и внутренние духовные процессы» [цит. по: 36; 32].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=