Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

121 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. возникновения до наблюдаемого эффекта и то, что это единственная переменная, вызывающая данный эффект. Выводы. Вышеизложенное позволяет сделать ряд выводов: 1) свойственный человечеству коллективный поиск решений актуальных проблем в 21-м веке опирается на информационную повестку, формируемую общественным мнением; 2) ввиду разнонаправленности векторов культурного развития участники современной культурной коммуникации объединяются в кластеры, чьи интересы выражают ситуативные медиа-лидеры; 3) в отличие от классической теории лидерства, предполагавшей активную позицию лидера и пассивную аудитории, в современной реальности роль общественности становится всё более активной и определяющей, причём предпосылкой к актуализации элементов информационной повестки выступает чувствительность социального кластера к предмету трансляции; 4) культурные кластеры в современном мире строятся не на географической близости или иных физических связях, а на структурированном наборе информационных взаимоотношений и принципах выработки коммуникативной повестки, такие информационные ориентиры всё чаще получают приоритет над традиционными материальными целями развития. Литература 1. Реймонд М. Исследование трендов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 242 с. 2. Шарков Ф. И., Бузин В. Н., Шубрт И. Медиаполитика и обществен- ное мнение в медиапространстве : учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2022. 211 с. 3. Давыдов Д. А. Посткапитализм и рождение персоналиата. М.: РИ- ПОЛ классик, 2021. 336 с. 4. Семечкин Н. И. Психология социальных групп : учеб. пособие. М.: Директ-Медиа, 2014. 459 с. 5. Антонова Н. В. Психология массовых коммуникаций : учебник и практикум для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2025. 373 с. 6. Штайн К. Э., Петренко Д. И. Русская метапоэтика. Ставрополь: Изд-во Ставропол. ун-та, 2006. 600 с. 7. Музыкант В. Л., Киселев В. Д. Коммуникативное общество: культурный код экономического поведения. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. 332 с. 8. Шутилов Ф. В., Суровцева Е. С. Коммуникационный потенциал как индикатор развития кластера // Вестник Адыгейского государственного универ- ситета. Сер. 5: Экономика. 2014. Вып. 2 (141). С. 213–219. 9. Благородова Е. А. Культурная политика России: децентрализация или централизация? // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2011. № 4 (8). С. 89–92.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=