Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
120 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. вовлеченности в информационную повестку для присоединения к сетевому кластеру. В зависимости от сложности решаемой задачи, такой порог может быть достаточно высок. Например, коммуникативный кластер учёных- философов подразумевает высокий уровень знаний в области философии, осознание актуальности исследуемых вопросов, умение оперировать методологическими принципами и целый ряд других специфических знаний, умений и навыков, определяемых высокой сложностью и комплексностью решаемых проблем. Столь высокие требования, безусловно, усложняют присоединение к социальному кластеру, однако, с другой стороны, вхождение в кластер становится менее ограниченным с формальной стороны – занимаемой должности, наличия диплома и т. п. Коммуникативные основания социальной кластеризации удовлетворяют потребность человека в ориентации. Однако вопрос первичности интересов и инициативы в данной сфере до сих пор остаётся открытым: человек вливается в группу, принимая её повестку, и тогда первичны интересы группы, либо человек формирует свои собственные представления и ищет разделяющую их группу, и тогда приоритетны его индивидуальные установки? В широком смысле ответ на этот вопрос сводится к проблеме свободы человека и ограничений, накладываемых на него социальными взаимоотношениями, в том числе, коммуникативными. В данном аспекте постмодернизм не только не отказывается от идей Просвещения, но реконструирует его принципы на коммуникативных основаниях. Если рассматривать социальный процесс как постепенное и неизбежное продвижение к свободе и ответственности, то на современном этапе этот процесс всё активнее опосредуется коммуникацией, децентрализирующей её субъектов [9, с. 89]. Уделяя внимание возникновению информационных кластеров и условиям вхождения в них, необходимо остановиться и на процессе их разрушения, то есть сокращения информационной повестки. Естественной причиной такого сокращения является снижение актуальности предмета взаимообмена. В современном цифровом мире данный показатель вполне поддаётся количественному выражению, например, по частоте использования ключевого слова или словосочетания в научных статьях. Для сферы массовых коммуникаций такую же роль выполняет хэштег. Таким образом возникает возможность количественного измерения частоты и объёма культурной трансляции по конкретной теме, а, следовательно, возможность измерения её актуальности как в статике на определённый момент времени, так и с точки зрения её динамических колебаний. Количественное измерение экспериментальным путём также возможно при изучении причинно-следственных связей коммуникации. Этот метод заключается в демонстрации участникам различного медиа-контента и записи их реакции. Для доказательства существования причинно-следственной связи должна быть выделена изучаемая переменная, продемонстрирован факт её
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=