Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
12 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. Искусство неделания: отрицательное усилие сознания Толстой рассматривает свободный выбор нравственного усилия в двояком отношении: отрицательном и положительном. Смысл отрицательного усилия – в воздержании от зла , которое выступает в форме неделания. В свою очередь, положительное усилие направлено на борьбу со злом : грехами, соблазнами, суевериями. При этом усилие самоотречения освобождает от грехов, усилие смирения – от соблазнов, усилие правдивости – от суеверий. Однако, «главное усилие, которое должен делать над собою человек для доброй жизни, это – то, чтобы не делать того, чего не должно делать» [12, c. 286]. «Людям нашего времени, – пишет Толстой, – нужно одно: нравственное усилие; это есть усилие отрицательное, усилие неследования за потоком, усилие неделания поступков, не согласных с внутренним сознанием» [12, c. 293]. Для проявления усилия воздержания от зла, полагает Толстой, требуется гораздо больше силы, «чем для делания самой трудной вещи, ко- торую мы считаем добром» [13, с. 291]. Именно поэтому неделание становится одним из ключевых понятий искусства морали Толстого. Что же понимает Толстой под «неделанием» и в чем он видит смысл усилия неделания? Толстой определяет неделание как воздержание от злых мыслей, лишних слов и дурных поступков. Само воздержание выступает при этом как одно из основных условий свободы. «Хочешь быть свободен – приучай себя воздерживаться в своих желаниях» [13, c. 291]. В этом смысле толстовская формула свободы как признания или непризнания истины предполагает также и неделание, т.е. само претворение истины должно основываться на целесообразности мирового порядка. Неделание и есть «вера» в целесообразность мирового порядка, в разумность мировой жизни, с которыми приходят в столкновение «неразумность» и «ненужность» человеческой деятельности. В этих мыслях Толстого легко узнается даосский принцип «недеяния» – «у-вэй». Толстой и сам не скрывает этого, прямо ссылаясь в своей статье «Неделание» на Лао цзы: «Все бедствия людей, по учению Лао цзы, происходят не столько от того, что они не сделали то, что нужно, сколько оттого, что они делают то, что не нужно делать. И потому люди избавились бы от всех бедствий личных и в особенности общественных, если бы они соблюдали неделание» [11, с. 185]. Варьируя эту мысль, Толстой формулирует своего рода «золотое правило» неделания : «Только не делай того, чего не должно делать, и ты сделаешь все то, что должно» [13, c. 292]. Наряду с этим неделание рассматривается Толстым и как «отказ» от внешней деятельности, не имеющей нравственного значения и духовной ценности. «Для истинного движения жизни», – замечает Толстой, – не только не нужна, но вредна внешняя суетливая деятельность... Главный вред
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=