Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
117 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. хранителей официальной повестки. Официальный статус обеспечивает таким участникам не только информационное, но и правовое влияние на актуальность выдвигаемых задач и соответствующих решений. Впрочем, единая общественная позиция по какому-либо вопросу коммуникативной повестки в современных реалиях крайне редка. В публичном дискурсе доминирует интерпретационный подход к транслируемым смыслам, включая ценностные. Например, смертность на дорогах, связанная с употреблением алкоголя, может быть интерпретирована как проблема безответственных водителей, недостаточной ударопрочности автомобилей, чрезмерной зависимости транспортной системы от автотранспорта, плохого проектирования дорог, чрезмерного акцента на употребление алкоголя в социальной жизни. Различные способы описания ситуации конкурируют за то, чтобы быть принятыми в качестве авторитетной версии реальности, стимулируя таким образом конкуренцию между источниками информации для определения проблемы, её причин и способов решения. Установление правил формирования информационной повестки по своей сути является причинно-следственной теорией, где важно определение зависимой и независимой переменных. Это определение осложняется тем, что в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации они могут меняться местами, соответственно, данное определение будет носить не общий, а ситуационный характер. Классическая теория лидерства предполагает в целом активную позицию лидера и пассивную аудитории, однако в современной реальности роль общественности становится всё более активной и определяющей в процессах трансляции культурного знания. Влияние участников массовых коммуникаций на конкретный единичный трансляционный акт получило название «эффект аудитории» [4, с. 250]. Предпосылкой возникновения данного эффекта выступает сформированная ранее чувствительность массовой аудитории к предмету трансляции, что повышает рейтинг такой информации и заставляет реципиента воспринимать её как актуальную, даже если сам он ранее так не считал. Таким образом, коммуникативные эффекты зависят от конкретных характеристик аудитории. Следующим фактором, определяющим степень воздействия лидеров мнений на культурное пространство, является уровень взаимодействия аудитории с решаемой проблемой. Низкоуровневые проблемы затрагивают большую часть аудитории, а их решение опирается на личный опыт реципиентов (например, уровень преступности в городе или рост цен на бензин). Низкоуровневые вопросы опираются на естественную актуальность и не требуют посредничества лидеров, поскольку пороговые значения информационного рейтинга для входа во взаимообмен здесь достаточно низки. Напротив, высокопороговые вопросы повестки далеки от повседневных проблем аудитории (например, махинации на финансовых рынках или бедственное положение беженцев в третьих странах). Чем меньше у людей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=