Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

116 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. коллективный поиск решений актуальных проблем и опору на мнения других участников коммуникации, особенно обладающих высоким авторитетом и рейтингом доверия. В результате, в процессах культурной трансляции возникает институт посредничества, роль которого в современных условиях может превышать роли непосредственно транслятора и реципиента. Степень влиятельности лидера общественного мнения опирается на созданную им информационную сеть, под которой подразумеваются участники коммуникации, ориентирующиеся на создаваемые им смыслы. Масштабная и репрезентативная информационная сеть приобретает черты саморазвивающейся, поскольку массовое вовлечение потребителей лидерских смыслов повышает их рейтинг, что в свою очередь ведёт к расширению аудитории и выводит коммуникативный цикл на новый виток. Такая сеть может продолжать существование даже после ухода лидера, опираясь на обмен смыслами друг с другом и распространяя на участников сети её общий рейтинг. В таком случае субъектом лидерства становится сама сеть, однако для её дальнейшего развития ей необходимо найти нового лидера, в противном случае рейтинговая прогрессия становится отрицательной: снижение выработки лидерских смыслов приводит к снижению рейтинга и уменьшению аудитории, что ещё сильнее снижает смысловую содержательность коммуникации. Р. Мертон выделил два типа информационного лидерства: мономорфный и полиморфный [2, c. 186]. Мономорфное лидерство специфично для конкретной предметной области, то есть лидер в одной из областей может быть последователем в другой. В то же время, полиморфные лидеры общественного мнения способны влиять на аудиторию в широком диапазоне областей. Данный подход сродни рыночному мавенизму – убеждению в профессионализме и более высокой компетенции отдельных участников рынка и стремлению полагаться на их стратегии. В культурном пространстве действуют те же законы, более того, в современном мире, где информация давно стала товаром, грань между экономическими и коммуникативными отношениями является лишь условностью. Одной из особенностей современного коммуникативного лидерства является маскировка целеполагания. Получение информации от косвенно знакомого источника снижает у реципиента ощущение принуждения к нахождению в рамках культурного вектора. При этом сам лидер мнений отличается способностью выхода за эти рамки и стремлением к особому положению в коммуникативном пространстве. По мнению Э. Каца, коммуникативное лидерство строится на трёх базовых факторах: выражении ценностей, профессиональной компетенции и характере коммуникативной сети [3, c. 152], а наиболее эффективными взаимоотношения становятся, когда социальный статус лидера превосходит статусы последователей, однако не чрезмерно. В качестве отдельной категории лидеров необходимо выделить лиц, ответственных за принятие решений, поскольку они выступают в роли

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=