Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

115 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. processes that ensure focus both on a specific topic and on complex issues requiring solutions through communication. The results obtained allow concluding that social clusters are built in the modern world based on a structured set of information relationships and principles for developing a communication agenda, with information guidelines receiving priority over traditional material goals of social development. Keywords: interactive transmission, communicative leadership, threshold of information relevance, metainformation attributes, social clustering. DOI 10.22405/2304-4772-2025-2-114-122 Актуальность исследования. Потребность общества в самостоятельном определении вектора культурного развития обусловила, в числе прочих факторов, развитие и популярность в 21-м веке социальных сетей. Массовое вовлечение людей в социальные сети позволяет определять наиболее необходимые широкой общественности на данный момент смыслы и транслировать их, реагируя повышением предложения на рост спроса. Такой подход многократно ускоряет процессы информационного взаимообмена в культурном пространстве, обеспечивая одну из его важнейших составляющих – интерактивность. В ситуации множества децентрализованных трансляторов размывается традиционно устоявшаяся ролевая модель «транслятор- реципиент», разделяющая участников информационных процессов на активных поставщиков и пассивных получателей. Интерактивная модель подразумевает равную вовлеченность участников в процесс и их обоюдное влияние на коммуникативную повестку. Выявление принципов такого влияния и определение функций участвующих сторон представляет собой цель статьи . Задачами статьи выступают: установление свойств информационной повестки и качеств лидеров общественного мнения, определение факторов, влияющих на их формирование и роль в образовании культурных смыслов, выявление когнитивных и аффективных параметров доминирующей повестки, типов и уровней трансляционных процессов, обеспечивающих фокусировку как на конкретной теме, так и на комплексной проблематике, требующей решения коммуникативным путём. В условиях глобализации повышение интерактивности участников культурного процесса может показаться одним из способов достижения информационного равенства и упрощения доступа всех участников коммуникации к определению актуальности транслируемых смыслов, однако это не так. В современном информационном пространстве формируются инфлюэнсеры (от англ. influence – влияние), чья задача состоит в акцентировании проблем, требующих решения коммуникативным путём [1, c. 42]. Данный термин восходит к возникшему на заре информационной эры понятию лидера мнений, описанному в 1950-х гг. Э. Кацем и П. Лазарсфельдом [2, c. 186]. Задачей лидеров мнений выступает определение содержания и интерпретация информации, транслируемой массовой аудитории. Их значимость обусловливается социальной природой человека, подразумевающей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=