Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

111 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. от природы) проявлялись в нем по утрам. Третьим сотрудником юриста был жизнерадостный мальчишка лет двенадцати ‒ Имбирный пряник. Его отец ‒ ломовой извозчик ‒ мечтал о судейской карьере сына и отдал его в контору ‒ изучать право и «быть на побегушках». Сметливый ребенок, однако, не обращал внимания на юридическую науку и более увлекался щелканьем орехов. В целом же это были люди как люди ‒ два англичанина ‒ взрослые клерки и, по-видимому, чистый американец ‒ Пряник. Это носители нравов как нормы, к ним апеллировал хозяин конторы, когда Бартлби впервые отказался исполнять свои прямые обязанности, или как назвал это юрист ‒ «долг». Встретившись с загадочным поведением нового клерка, никто из них не задумался о том, что надо бы разобраться в причинах столько «непонятного» поведения. На уровне нравов приговор был таков: 1) хозяин прав, говоря об обязанностях, долженствование клерка (Индюк); 2) вышвырнуть его к черту (Кусачка в своем утреннем раздражении); 3) Бартлби «маленько рехнулся» ‒ суждение улыбающегося мальчугана [4, с. 40]. Одним словом, все отметили аномалию, с вариантами личной реакции ‒ от иронии до применения силы в смысле приведения к существующей «норме». Здесь не принято задаваться вопросом о само́м человеке и глубинных причинах. Второй уровень ‒ уровень морали. Его представляет рассказчик. Это самый сложный уровень, отягченный переживаниями совести, стремлением воплотить в жизнь гуманные принципы, соблюсти христианские заповеди, осознать значение человека как «Другого» в своей судьбе и т.п. Этот уровень граничит в плане рефлексивности переходит на следующую ступень ‒ этики как практической философии, имеющей своим предметом мораль и нравственность. Конечно, как всякая схема, данная ‒ всего лишь схема со всеми своими недостатками. В ней не отражен, например, чрезвычайный психологизм и философичность, весь сложный мир духовных и душевных коллизий рассказчика. Не затрагивается и авторская позиция, иногда совпадающая, а иногда и нет, с позицией рассказчика. во всяком случае, художественное «тело» рассказа пронизано нервами нравственной и морально-этической организации. Выводы. Согласно уже высказывавшемуся мнению в литературе о рассказе мы имеем дело с «этическим текстом» [7]. Смысловая насыщенность произведения дает основания для суждений о перспективах экзегетических, герменевтических его интерпретаций. Трехслойный синтез ‒ нравы, мораль, этика ‒ позволяют проследить постепенно открывающийся этический горизонт фабулы вплоть до анагогического [2], духовного, запредельного, сверхъестественного. Противоречие аномалии и нормы; конформизма и личностного начала [6, с. 301]; естественного и искусственного даны в новелле как нравственные коллизии, неразрешимые в реалиях обычной жизни. Нравственная боль о человеке перетекает здесь в самозащиту от ригоризма

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=