Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
11 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. только в этой точке темпоральной свободы возможно совершение нравственного усилия с помощью которого достигается моральное благо. Предварительно Толстой определяет «нравственное усилие» или «усилие сознания» как духовную установку, направленную на преодоление зла и достижение морального блага. Это – максимальная концентрация воли в определенной точке времени. Чтобы объяснить смысл и назначение «усилия», Толстой прибегает к аналогии из области сна: «Мы делаем усилие проснуться и действительно просыпаемся, когда сон становится ужасен и нет уже больше сил переносить его. То же надо делать и в жизни, когда она становится невыносима. В такие минуты надо усилием сознания проснуться к новой, высшей, духовной жизни» [13, с. 265-266]. Однако вопрос заключается в том, способен ли человек сделать такое усилие; ведь тот же пример со сновидениями показывает, что человек чаще всего не в силах изменить течение событий сна, поставить их под контроль сознания, «управлять» образами сновидений. В связи с этим главной проблемой, с которой пришлось столкнуться Толстому, стала проблема свободы выбора как условия практической реализации усилий сознания. Очевидно, что нравственное усилие сознания предполагает свободное волеизъявление. При этом свобода понимается Толстым как возможность признания или непризнания истины. Но не каждая истина может служить предметом свободного выбора. Согласно Толстому, есть три рода истин. Первые – давно уже признаны или самим человеком, или переданы ему воспитанием и приняты им на веру; следование им стало для человека привычкой. Второй род истин – это всего лишь «бессознательные предчувствия» вероятных событий и процессов. «Человек равно несвободен в непризнании первых и в признании вторых. Но есть третий род истин, которые по мысли Толстого, не стали еще для человека бессознательным мотивом действия, но вместе с тем «уже с такою ясностью открылись ему, что он не мо- жет обойти их и неизбежно должен признать или не признать их». Именно в отношение этих истин и проявляется свобода человека. Толстой, безусловно, имеет здесь в виду высшие, духовные истины, к числу которых принадлежат идеи Бога, свободы и бессмертия, а также широкий круг религиозно-философских «истин» и морально-этических ценностей. Признавая духовную истину, человек не может не стремиться претворить ее в жизнь и преобразовать жизнь в соответствии с духом данной истины. Свобода признания истины является для Толстого и свободой ее воплощения, ибо невозможно, признавая духов ную истину, поступать вопреки ей. Таким образом, усилие сознания становится возможным при условии свободной концентрации воли на принятии той или иной духовной истины в конкретный момент времени.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=