Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
101 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. что ребенок, лишенный любви, заботы, дружбы, доверия, может оказаться и во взрослом состоянии в «этической пустыне». Забвение нравственных абсолютов грозит потерей человечности, и тогда уже целая «улица стен» отгородит людей друг от друга, а сама наука психология останется «душемерной» (П. А. Бакунин) вместо того, чтобы быть душеспасительной на основе нравственности. Поскольку в нашей стране такой дисциплине как этика придается все меньшее значение, актуализируется ее защита, которая сама по себе есть моральное требование нашего дня. Целью статьи является анализ текста знаменитого рассказа Г. Мелвилла «Писец Бартлби» (1853). Несмотря на длительную ретроспективу, это произведение не теряет своей побудительной силы в плане рассмотрения тех специфических черт писательского исследования действительности, которыми мастерски владел автор «Моби Дика». Мы хотели бы обратить внимание на ту тайну в человеке, которая полагает предел ‒ нравственный предел ‒ даже объективному научному вопрошанию. Сошлемся на текст Мелвилла из другого рассказа «Энкантадас, или заколдованные острова. Очерк восьмой. Остров Норфолк и вдова чола»: «Но нет, я не запишу этот разговор до конца, не хочу, чтобы насмешники повторяли его и приводили в доказательство своей правоты. Те два события <…> пусть они останутся между ней и ее Создателем. Бывает, что правда, и не только по закону, равносильна клевете» [4, с. 241]. Потеря смысла жизни может оказаться длительным процессом борьбы с Ничто, и мы предлагаем с этой стороны указать на рассказ «Писец Бартлби» как пример утраты жизненных позиций ввиду наличия невидимой стены между обществом и личностью, личностью и личностью. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач : • провести этический анализ рассказа «Писец Бартлби»; • выявить основные нравственные и этические коллизии в тексте произведения; • показать роль рассказчика как носителя человеческого в человеке; • обосновать актуальность социальных и нравственных проблем, ко- торые можно обозначить как «феномен Бартлби». Как известно, судьба некоторых произведений художественной литературы заставляет вновь и вновь вглядываться в них в поисках ответов на так называемые «вечные» вопросы. К таковым относится и главный вопрос ‒ о человеке, о том, что его делает таковым и что заставляет падать ниже животного. Наиболее обостренно мир человеческих противоречий представлен в произведениях Ф. М. Достоевского. Тем более интересно открывать всечеловеческое и общечеловеческое там, где даны иные обстоятельства времени, места, национальных особенностей, традиций и т.п.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=