Время науки - The Times of Science
Яровенко М.Г. Yarovenko M.G. 2025 73 исследование, в котором приняли участие 37 студентов 3-го курса, обучающихся по профилю «Начальное и дополнительное образования» в Институте детства Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Мы оценивали уровень жизнестойкости студентов с помощью методики «Тест жизнестойкости» (адаптация Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой) [4], в основу которой положена структура жизнестойкости С. Мадди, включающая в себя три сравнительно автономных, но при этом, взаимосвязанных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска [2, 4]. Полученные данные отражены в таблице 1. Таблица 1 Результаты исследования жизнестойкости студентов Критерии /уровни Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Жизнестойкость 19% 57% 24% Вовлеченность 30% 57% 13% Контроль 19% 59% 22% Принятие риска 5% 38% 57% Нас насторожило, что 30% опрошенных продемонстрировали низкий уровень вовлеченности, и побудило к более глубокому изучению этого компонента жизнестойкости. По мнению С. Мадди, «вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что активное участие в происходящем дает максимальный шанс найти стоящее и интересное для личности», т.е., человек, с развитой вовлеченностью получает удовольствие от собственной деятельности [4, с.19]. На наш взгляд, сравнительно невысокие результаты по шкале «вовлеченность» у студентов педагогического вуза могут свидетельствовать «о неумении или нежелании преодолевать любые препятствия в ситуации, когда «идеальное» представление о будущей работе разбивается о реальность» [5, с. 522]. Мы предполагаем, что, работая над повышением уровня вовлеченности через внедрение в образовательный процесс ряда психолого-педагогических условий, мы сможем повысить эффективность развития жизнестойкости у студентов. Изучение теоретических источников и материалов научно-практических конференций на данном этапе исследования показало отсутствие валидного инструментария по оценке уровня вовлеченности студентов – будущих педагогов. Поэтому ближайшей перспективой нашего исследования стали подбор или создание диагностического инструментария для изучения вовлеченности как компонента жизнестойкости. Анализируя структурные модели вовлеченности, мы обратились к трехфакторной модели вовлеченности в обучении Дж. А. Фредрикс, включающей в себя три компонента: поведенческий, эмоциональный и когнитивный [6; 7]. По мнению Дж. А. Фредрикс, поведенческая вовлеченность студента в обучение находит отражение в его вербальных и невербальных действиях в рамках образовательного процесса. Эмоциональная вовлеченность тесно связана с чувством принадлежности обучающихся к образовательному учреждению. Когнитивная вовлеченность отражается в персональной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=