Время науки - The Times of Science
Андреянова Е.А. Andreyanova Y.А. 2025 5 выводов. Перед педагогом встает вопрос, каким образом оценить уровень владения этими умениями учащимися. В соответствии с требованиями ФГОС ООО и Федеральной рабочей программой по физике для анализа нами были выделены следующие познавательные универсальные учебные действия (УУД): 1) выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических явления; 2) выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; 3) уметь интегрировать знания из разных предметных областей; 4) анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; 5) владеть навыками получения информации физического содержания из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления [2; 4]. Для того чтобы наиболее объективно отследить изменения в овладении познавательными учебными действиями, мы предлагаем воспользоваться методом математической статистики, применяемом в педагогических исследованиях – критерием знаков. Для использования данного метода требуется сбор эмпирических данных посредством специально разработанных диагностических самостоятельных работ. Целью этих работ является оценка уровня сформированности универсальных учебных действий, выделенных нами в исследовании. Каждое задание соответствует конкретному учебному действию и имеет следующие критерии оценки: 1. "+" – высокий уровень сформированности учебного действия. Эта оценка ставится при полном выполнении задания, подробном ответе с рассуждением и анализом вопроса задачи (допускаются недочеты, не влияющие на результат); 2. "+/-" – средний уровень сформированности УУД. Ставится при частичном выполнении с существенными недочетами, недостаточном объяснении вопроса, поставленного в задаче; 3. "-" – низкий уровень сформированности выделенного УУД. Этот знак ставится в том случае, если задание выполнено неверно, ответ носит неразвернутый, формальный характер, либо задание не выполнено. В ходе первой (констатирующей) самостоятельной работы выявляется исходный уровень выделенных познавательных УУД. В качестве примера рассмотрим задачу, которая применялась нами для оценки умения выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических явлениях: «Солнце притягивает Луну примерно в 2 раза сильнее, чем Земля. Почему Луна является спутником Земли, а не самостоятельной планетой?» [1]. Изначально учащийся должен обнаружить несоответствие между известными фактами:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=