Время науки - The Times of Science
Время науки The Times of Science 44 №2.1 поскольку они лежат в основе способности личности трансформировать вызовы среды в возможности для саморазвития и достижения осмысленных целей. Целью нашего исследования является изучение проблемы формирования жизнестойкости студентов педагогического вуза. В пилотном исследовании приняли участие 37 студентов 3-го курса профиля «Начальное образование. Дополнительное образование» института детства ТГПУ им. Л.Н. Толстого. С помощью методики С. Мадди «Тест жизнестойкости» (адаптация Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой) мы выявили, что у респондентов хуже всего сформирован компонент «вовлеченность». Низкий уровень вовлеченности продемонстрировали 30% опрошенных, что побудило нас к дальнейшему исследованию этого компонента. Одной из важнейших задач в этом направлении является подбор объективных диагностических методик для измерения и последующего исследования уровня вовлеченности [9], сформированности компонентов жизнестойкости [4] студентов старших курсов педагогического вуза. Нами был проведен анализ широкого спектра психодиагностических методик по эмоциональному, когнитивному и поведенческому компонентам в рамках структурной трехфакторной модели вовлеченности в обучении Дж. А. Фредрикс [5; 10; 11]. Важным принципом отбора являлся поиск таких методик, которые позволили бы не увеличивать объем диагностического инструментария и нагрузку на участников исследования, но при этом позволяли бы получить диагностические данные по нескольким критериям вовлеченности одновременно. В таблице 1 представлены методики, которые мы считаем пригодными для объективной диагностики. Таблица 1 Диагностический инструментарий для исследования вовлеченности студентов в учебный процесс Эмоциональный Когнитивный Поведенческий Методика интерес вдохновение чувство принадлежности концентрация готовность учиться глубокое понимание задач активное участие усилия включенность в процесс + шкала «внима тельно сть» + шкала «инициат ивность» + шкала «настойч ивость, шкала + шкала «внимател ьность» Опросник Волевые качества личности (ВКЛ), М. В. Чумаков (2005)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=