Время науки - The Times of Science

Каверина С.В. Kaverina S.V. 2025 33 Одним из ориентиров, проявляющихся в системе образования России, становится формирование у обучающихся функциональной грамотности, которая отражает идею эффективной интеграции личности в общество. Функциональная грамотность упоминается во всех нормативных документах, регулирующих деятельность субъектов образовательного процесса: от федеральных государственных образовательных стандартов до федеральных образовательных программ. Изначально предложенное ЮНЕСКО в 1957 г., понятие «функциональная грамотность» до сих пор уточняется и детализируется. По выводам экспертов, исследование функциональной грамотности оценивает «потенциал подрастающего поколения и его способность применить полученные компетенции для решения личностных, социальных и профессиональных задач» [1, с. 6]. Именно данные факторы охватывают наиболее важные проблемы и направления развития общества. Среди них выделяют универсальные компетенции, способствующие социальной и профессиональной адаптации личности: 1) математическая грамотность; 2) читательская грамотность; 3) естественнонаучная грамотность; 4) финансовая грамотность; 5) креативное мышление; 6) глобальные компетенции [3, с. 5]. Применительно к сфере изучения иностранного языка функциональная грамотность позволяет «не только понимать язык, но и использовать его для решения задач в разных сферах жизни, применять функционально» [3, с. 5]. Это положение конкретизируется в следующем аспекте – интегративном характере иностранного языка как учебного предмета. В условиях современности иностранный язык выступает не только целью обучения, но и средством ознакомления с гуманитарной, естественнонаучной, технологической предметными областями. Следование аспектам функциональной грамотности и их учет в процессе обучения иностранному языку позволяют формировать у обучающихся компетенции, которые могут быть успешно применены в других сферах жизнедеятельности. Современное общество не может обходиться без гуманитарного знания. Изложенные аспекты легли в основу отбора содержания предметно- интегрированного обучения иностранным языкам в проводимом нами диссертационном исследовании. Наибольший интерес представляют компоненты функциональной грамотности, которые могут быть применены на уроках в контексте интеграции дисциплин общеобразовательного блока в обучение иностранному языку профильных факультетов – читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление. Рассматривая данные компоненты, мы хотим подчеркнуть их особую значимость и актуальность для человека, владеющего иностранным языком и готового с его помощью развивать и совершенствовать свои навыки и значимые личностные качества.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=