Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of Science 22 №2.1 ракетных двигателей [4] до массовой генерации мультимедийного и текстового контента, ИИ уже сейчас способен производить огромное количество информации и влиять на инфосферу. Рассуждая о влиянии информационного пространства на людей с давних времен и до наших дней, Флориди формулирует такое понятие как «гиперубеждение» [5]. Он выводит логическую формулу убеждения как акта коммуникации, базово состоящего из четырех элементов: • источник убеждения; • сообщение; • убеждаемый пункт назначения; • цель убеждения. На исторических примерах читатель текстов Флориди видит, что воздействие информации на людей возрастало под влиянием культурных и технических революций. Но только сейчас мы сталкиваемся с такой ситуацией, что и источник убеждения, и сбор данных, и формируемое сообщение, и цель убеждения, могут быть полностью автономны и автоматизированы посредством искусственного интеллекта. ИИ уже умеет самостоятельно анализировать адресат информации и генерировать наиболее подходящий для убеждения данного человека контент в рекордно малые сроки. Это создаёт риск гиперубеждения из-за всеобъемлющего вовлечения людей в инфосферу – такого уровня убеждения, которого в мировой истории не было раньше. Всё вышеперечисленное вкупе с соперничеством Китая и США омрачает возможные перспективы использования ИИ как инструмента, работающего на благо человечества. Две ведущие мировые державы нацелились на развитие ИИ с собственными обобщенно «человеческими ценностями» [6], интерпретируемыми ими в рамках своих политических целей. Проблемы неизбежны, однако Флориди считает, что при соблюдении некоторых основных норм, негативное влияние ИИ получится ослабить к его очевидной пользе для всего человечества. Эти нормы просты: • конфиденциальность, приватность – ценность личных пользовательских данных и бережливость к ним со стороны организаций; • здоровая конкуренция – решение проблемы с гиперубеждением может лежать в его ещё большем усилении со всех сторон, чтобы человек не был подвержен воздействию только одного ИИ, то есть, монополии на использование ИИ в средствах СМИ быть не должно; • подотчетность и прозрачность – манипулятивное воздействие ИИ на рыночные тенденции, выборы или общественное мнение должно быть ограничено, а способы и механизмы влияния ИИ на сознание людей открыты для ознакомления. Несмотря на кажущуюся простоту решения этих насущных проблем, становится очевидным, что их крайне сложно использовать ввиду информационного хаоса вокруг ИИ и его значимой роли в противостоянии разных государств. Остаются открытыми вопросы, как будет использоваться ИИ в военной сфере и насколько активно и успешно он будет применяться для

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=