Время науки - The Times of Science
Буравлева О.А. Buravleva O.A. 2025 17 Многочисленные научные исследования подтверждают воздействие ритмических паттернов на психоэмоциональную сферу человека [1; 2; 3]. По мнению Т.Н. Шишкиной, лингвистам необходимо учитывать достижения биоритмологии, так как ощущение ритма заложено в человеке от природы. «Четкие ритмические процессы характеризуют работу мозга: ритм речи во многом определяется биоритмами человеческого организма и окружающей нас природы» [4, с. 51]. Для достижения эмоционального и эстетического эффекта такие формы, как публичные выступления, реклама, религиозные проповеди и поэтические произведения, широко используют ритм, который напрямую влияет на аудиторию. Текстовый ритм формируется на различных уровнях языка, включая фонетический (повторение звуков), лексический (повторение слов) и синтаксический (повторение строения предложений). В качестве примера можно привести рекламный слоган, где используется такое выразительное средство, как анафора (повторение языковых элементов в начале строки): «Бери от жизни все. Бери от жизни “Nuts”» (в данном слогане акцент делается на фразе «Бери от жизни…», чтобы побудить человека приобрести рекламный продукт). Часто рекламные кампании используют ритм для привлечения потенциальной аудитории. Например, «Just Do It» (просто сделай это) – эта короткая и четкая фраза с акцентом на действии принадлежит компании «Nike». Кроме того, психолингвистические паузы, выполняющие роль риторического приема, выделяют ключевые моменты, усиливают ритмическую организацию текста, что, в свою очередь, усиливает воздействие на сознание. Важно отметить, что, в отличие от поэзии или религиозных проповедей, где ритм чаще служит эстетическим целям, в рекламе ритмическое воздействие направлено в основном на достижение практического результата. Например, повторяющиеся элементы, такие как параллельные синтаксические конструкции, анафоры и эпифоры, часто используются в рекламных слоганах, чтобы привлечь внимание и усилить эффект внушения, а не просто для создания художественного образа. Рифма и размер служат не только для получения эстетического удовольствия, но и для достижения прагматической цели [1]. Часто ритм рекламного текста усиливается за счет языковой игры, то есть намеренного отступления от правил языка. Языковая игра повышает внимание к тексту и улучшает его запоминаемость по нескольким причинам. Во-первых, отклонение от нормы автоматически привлекает внимание аудитории к выделяющемуся элементу, будь то замена буквы в слове или использование цифры вместо слова. Во- вторых, расшифровка такого сообщения требует умственных усилий, а информация, полученная в результате интеллектуальной работы, усваивается лучше. К тому же процесс расшифровки языковой игры приносит дополнительное удовольствие от чтения, что также способствует лучшему усвоению информации [1].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=