Время науки - The Times of Science
Барабанов А.Ю. Barabanov A.Y. 2025 13 Для общественного служения Н.Е. Пестов выбрал преподавательскую и научную деятельность. В 1941 г. на основе своих исследований он защитил диссертацию на тему «Физико-химические свойства порошкообразных и зернистых продуктов химической промышленности», приказом ВАК ем у была присвоена степень доктора химических наук. Во время Великой Отечественной войны профессор Н.Е. Пестов продолжал заниматься этой областью химии, переориентировавшись на изготовление взрывчатых веществ. Не случайно за свою деятельность в 1944 г. Н.Е. Пестов был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1953 г. – орденом Ленина [2]. Делом последних лет его жизни после выхода на пенсию стал большой научно-богословский труд, состоявший из четырех томов и названный автором «Современная практика православного благочестия». Название определило содержание труда: Н.Е. Пестов рассматривал в нем такие проблемы, как основание христианской веры, бытование человеческой души, специфику устроения жизни христианина, роль молитвы в жизни человека. Важное место в книге занимали вопросы отношения человека к обществу и природе. Эти вопросы решались автором через призму христианской морали, которая и составляла основу этических взглядов Н.Е. Пестова. Рассматривая отношения человека и общества , Н.Е. Пестов, ссылаясь на Послание апостола Павла к коринфянам «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» [1Кор. 12:26], отмечал, что человек, который находится внутри социума, связан с ним общими переживаниями. По мнению Н. Е. Пестова, государство или нацию можно сравнить с единым организмом. Как и любой живой организм, государство имеет свой жизненный цикл, который, вследствие накопленных промахов (грехов), сравнимых с болезнью, может выродиться и умереть или выздороветь и восстановиться. При этом Бог оберегает нацию или проводит её через горнило различных испытаний. Каждый конкретный человек не может не разделить их с обществом. По убеждению Н. Е. Пестова (см. отсылку к Посланию к римлянам «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» [Рим. 12:15]), путь настоящего христианина – нести бремя вместе с обществом, быть с ним как в горе, так и в радости. В земной жизни можно провести деление индивидуумов на «я» и «другой»: по словам Ж. Деррида, «другой всегда отличается относительно кого-то (относительно Я или группы)» [1]. Но в русской христианской духовной традиции важнее соборность, а не разделение. Н.Е. Пестов, цитируя архимандрита Софрония, говорил о том, что в вечности будет некое единение, поэтому уже в этой земной жизни нужно помогать друг другу и заботиться о своем ближнем: «В земной жизни есть известный последовательный черед (т .е. чередование одного с другим.), но в вечности все мы едино, и потому каждый из нас должен заботиться не только о себе, но и об этом всеединстве» [3]. Рассматривая взаимоотношения христианина и власть имущих, Н.Е. Пестов отмечал такую христианскую добродетель, как мир с властью: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» [Лк. 20:25]. При этом христианину не следует ожидать, что власть имущие будут праведными и заботящимися о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=