Время науки - The Times of Science

Мелентьев А. И. Melentiev A. I. 2025 45 на богослужениях мужчин и женщин примерно равное. По профессиональной принадлежности подавляющее большинство членов общины – предприниматели и представители сферы обслуживания [ ПМА, Тула, 2024] . По этнической принадлежности большинство участников «Лучезарной» – русские, но также есть армяне и молдаване [ ПМА, Тула, 2024] . Аналогично изучению тульской римско-католической общины в 2023 году [1], при исследовании «Лучезарной» был проведён опрос среди верующих в форме свободного интервью (всего опрошено 35 человек в 3 возрастных категориях – молодёжь (14 – 35 лет), средний возраст (36 – 60 лет) и старший возраст (старше 60 лет) [ПМА, Тула, 2024]. Возраст респондентов уточнялся при их ответе на соответствующий вопрос. По результатам опроса выявлено, что 20 человек приняли протестантскую веру как ответ на духовный «голод» 1990-х – начала 2000-х гг. Остальные 15 верующих стали частью церкви в 2010-е гг., но пришли в неё по тем же причинам. На вопрос «Почему вы выбрали именно эту церковь, а не православную?» респонденты ответили, что хотели «более живой веры», не обременённой обрядами, «языческими ритуалами» (в виде иконопочитания и вознесения молитв святым) и «национальными предрассудками», но связанной с изучением «Божьего слова» как единственного источника веры [ПМА, Тула, 2024]. Представители молодого актива «Лучезарной» из преимуществ своей религиозной организации отметили также «современное прославление», «возможность собираться вместе и прославлять Бога, поддерживать друг друга материально и духовно» (в этом контексте речь шла о домашних группах – собраниях отдельно взятой части прихожан протестантской церкви для совместного обсуждения «в малом кругу» отдельных отрывков из Священного Писания, разбора воскресной проповеди, молитвы, свидетельств другим о своих духовных размышлениях, а также общения и взаимной поддержки. Среди самих протестантов популярно такое сравнение: «Церковь – большая семья, а домашняя группа – малая» ) [ПМА, Тула, 2024]. Для респондентов среднего возраста определяющую роль при выборе веры сыграла простота понимания пресвитерианского богослужения (состоящего из приветственного слова пастора, вступительной молитвы, прославления, свидетельств, проповеди пастора и его заключительной молитвы), погружение в изучение Священного Писания, а также обретение смысла жизни (этот ответ дали 3 респондента указанной возрастной группы, которые до прихода в церковь вели асоциальный образ жизни). Для пожилых участников «Лучезарной» главным критерием посещения ими церкви является живое общение и возможность поддержки со стороны других верующих в трудную минуту [ПМА, Тула, 2024]. Следующей причиной, которая тоже сыграла огромную роль при выборе веры для неофитов-пресвитериан, это более «живая» приходская жизнь, проявляющаяся, в частности, в совместных молитвах за нуждающихся членов общины во время богослужений, в публичных поздравлениях прихожан- именинников всей церковной общиной [ПМА, Тула, 2024], а также в возможности организовывать совместные праздники и мероприятия. В ответах отмечалось, что пастор церкви (а также другие пасторы, которые проповедуют в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=