Время науки - The Times of Science

Дементьев В. М. Dementiev V. M. 2025 35 с. 188;№10, с. 198; 1889 г. №8, с. 154; 1890 г. №4, с. 83;№16, с. 422;№20, с. 465;№23, с. 560; 1891 г. №13, с. 143; 1892 г. №3, с. 84;№4, с. 104;№11, с. 337; 1893 г. №7, с. 77;№20, с. 424; 1894 г. №4, с. 72-73;№15, с. 345;№21, с. 397; 1895 г. №5, с. 78;№15, с. 216;№16, с. 224 ;№19, с. 262;№22, с. 317; 1896 г. №6, с. 80;№7, с. 88;№11, с. 131;№13, с. 160;№15, с. 202;№18, с. 246; 1897 г. №5, с. 81-82;№10, с. 153;№16, с. 252;№20, с. 327;№21, с. 335;№22, с. 347-348;№23, с. 369; 1869 г. №24, с. 390; 1898 г. №5, с. 64;№7, с. 93;№9, с. 121;№16, с. 228;№22, с. 315; 1900 г. №20, с. 306-307; 1901 г. №2, с. 25;№7, с. 98; 1902 г. №9/10, с. 137;№13/14, с. 197; 1903 г. №7/8, с. 88;№20, с. 258;№21/22, с. 289; 1904 г. №4, с. 45;№6, с. 80; 1907 г. №1, с. 4-5;№10, с. 74;№40, с. 397; 1908 г. №3, с. 14; 1909 г. №12, с. 119; 1912 г. №40, с. 441; 1913 г. №10, с. 57; №29-30, с. 257; 1915 г. №37, с. 449; 1916 г. №7/8, с. 50-51;№47/48, с. 556-557. Из приведённых в Таблице 2 данных видно, что из старообрядцев в православие перешло 111 человек. Больше всего переходов пришлось на представители поповской секты – 27 (24%). Равное число переходов было из среды беспоповцев и представителей поморской секты. Такие переходы не были безосновательными. Во-первых, принадлежность к «вредным обществам и сектам» являлось обстоятельством, запрещающим приписку к мещанскому обществу [5, с. 217]. Русская Православная Церковь в 1864 г. разделила секты старообрядцев по степени вредности. Они были разделены на две группы: «более вредные» и «менее вредные». К первой группе относили представителей поповской секты, ко второй – всех остальных [6, с. 7]. Общим было то, что как для Русской Православной Церкви, так и для мещанской управы они так или иначе считались «вредными», соответственно «мещане-сектанты» не могли в полной мере пользоваться полным объёмом своих сословных прав. Во-вторых, переход в православие мог быть спровоцирован «раздорами» в среде старообрядцев. На данную причину указывают сами бывшие представители раскола. В Тульских епархиальных ведомостях за 1867 г. сохранилась статья «Обращение в православие одного раскольника», где описывается история перехода старообрядца М. И. Куренкова в православную веру. Он объяснил причины своего ухода из раскола серьезными разногласиями между поповцами и беспоповцами. «Смуты и раздоры в расколе только более и более располагали меня к православию» [9, с. 133]. Несмотря на то, что в статье не упоминается сословный статус Куренкова, можно предположить, что напряженная обстановка в среде старообрядчества сыграла существенную роль в процессе перехода его представителей в православие. Не случайно статистические показатели после 1867 г. говорят об увеличении числа мещан принявших православие из среды старообрядцев. В целом, можно говорить о том, что переход мещан в православие был обусловлен необходимостью расширить сословные права. Иноверцы ровно так же, как и раскольники, будучи представителями посада, стремились принять православную веру для того, чтобы окончательно закрепить свой сословный статус и стать «коренными мещанами».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=