Время науки - The Times of Science

Дементьев В. М. Dementiev V. M. 2025 33 289-290;№24, с. 345; 1899 г. №8, с. 115; 1900 г. №7/8, с. 101-102;№20, с. 306-307; 1901 г. №2, с. 25;№7, с. 98;№18, с. 204; 1902 г. №6, с. 76;№9/10, с. 137.;№13/14, с. 197;№17, с. 316;№20, с. 369;№21, с. 390; 1903 г. №5/6, с. 55;№14, с. 201-202;№15, с. 211; 1904 г. №1/2, с. 4;№7, с. 90;№22, с. 422; 1905 г. №1, с. 5;№7/8, с. 76;№35, с. 321;№47, с. 438; 1906 г.№9, с. 93;№17, с. 154; 1907 г. №8, с. 55;№38, с. 378; 1908 г. №18, с. 144-145; 1909 г. №15, с. 140; 1910 г. №3/4, с. 14;№12, с. 111;№15, с. 135;№35, с. 404;№39/40, с. 439; 1911 г. №3/4, с. 13;№5, с. 23;№29/30, с. 338;№46, с. 526; 1912 г. №8, с. 89;№11, с. 154;№12/13, с. 176;№16, с. 204;№19/20, с. 265;№38-39, с. 434;№43-44, с. 470; 1913 г. №34, с. 341;№35, с. 347;№48, с. 446; 1914 г. №13/14, с. 144;№23, с. 221;№24, с. 241;№29, с. 314; 1915 г. №6/7, с. 54;№8/9 с. 74; №17/18, с. 178;№23/24, с. 258;№27/28, с. 338;№31-32, с. 406;№35/36, с. 440;№38/39, с. 567-568; 1916 г. №9/10, с. 67;№13-14, с. 115;№15/16, с. 126;№39/40, с. 450;№41/42, с. 466;№45/46, с. 513. Данные таблицы показывают, что в период с 1865 г. по 1916 г. в православие из мещан перешел 171 человек. Чаще всего переходили из иудаизма – 55% от всех переходов: затем – из католичества и лютеранства (23% и 20% соответственно. Факты смены конфессии заставляют задуматься о причинах. Вступление в мещанство можно разделить на приписку и причисление [5, с. 217]. В первом случае к обществу могли быть приписаны «иноверцы, принявшие православную веру», но только при условии указания разрешения Казенной палаты. Мещане, ставшие таковыми без приписки к обществу, должны были в течение пяти лет получить согласие управы на такую приписку. В противном случае они не считались «коренными мещанами» и не могли пользоваться правом голоса на общем собрании членов [4, с. 458]. Невозможность проголосовать исключало возможность участия в выборах управленческого аппарата мещанской управы, которая играла главную роль в жизни посада. Она решала имущественные споры, конфликтные ситуации, контролировала переход мещан в другие сословия и оказывала помощь членам общества путём выдачи временных пособий [8, с. 101]. Таким образом, обретение права голоса при выборе управленческого состава мещанской управы могло быть одной и причин перехода посада в православие из других вероисповеданий. Другой причиной перехода было наличие повышенного денежного взноса для вступления в мещанское общество для лиц неправославного вероисповедания. В начале XX в. эта сумма для иноверцев составляла 150 руб., а для православных – 100 руб. [1, с. 36]. Такая разница также могла сыграть свою определённую роль в пользу выбора мещанами в православия. На протяжении рассмотренного нами периода регулярно отмечались случаи перехода в православие мещан-старообрядцев. Число раскольников в Тульской губернии с конца XVIII в. по вторую половину XIX в. не сильно изменилось. Как отмечает А. В. Соколов, их численность варьировала от 0,1% до 1% от общего числа населения [11, с. 48-49]. Определить точную цифру

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=