Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of Science 28 №1 мастерских, которые выпускали крупные узлы, например, ящики. Это требовало наличие места для хранения и подготовки дерева, что в условиях ограниченности места было просто невыгодно. В результате такие производства приносили небольшую прибыль по сравнению с мастерскими в сельской местности. Так, Иван Паравыдгин в год выпускал всего 1100 ящиков на сумму 205 рублей при затратах в 74 рубля, что было значительно меньше, чем делали в деревнях  2, с. 6  . Мастерские занимались не только изготовлением отдельных частей инструмента, но также занимались его сборкой для последующей продажи. Например, Иван Наумович Рыжонков закупал отдельные части гармоники у других кустарей, а затем собирал их и продавал в Туле  3, с. 11  . На его производстве в год выпускалось 2565 венских, елецких и итальянских гармоник на сумму 2287 рублей 50 копеек при затратах в 1916 рублей 94 копейки  3, с. 11- 11 об  . Чистая выручка составляла 370 рублей 56 копеек. Можно говорить, что в целом в гармонном производстве было широко развито разделение труда, что позволяло не перегружать гармонные мастерские для изготовления инструмента с полным производственным циклом, а налаживать производство комплектующих в других местах, создавая дополнительные возможности для заработков. Однако подсчитать точное количество кустарей, которые были заняты в Тульском крае в промысле, к сожалению, невозможно. Многие занимались этим неофициально. К тому же некоторые мастеров занимались этим сезонно, в свободное время, иногда уходя из промысла, выбрав более прибыльное занятие или переезжая работать в город на крупное предприятие. Таким образом, изготовление гармони представляло собой весьма трудоемкий процесс. Распределение производства по волостям способствовало увеличению количества людей, задействованных в промысле, что положительно сказывалось на благосостоянии людей. К тому же такой способ разделения труда помогал наращивать темпы производства, вовлекая большее количество кустарей в промысел. Вместе с тем такое «распределение» промысла в пространстве могло увеличивать временные рамки изготовления инструмента, поскольку не всегда кустари передавали необходимые комплектующие в поставленные сроки или в необходимом количестве. Литература: 1. Алешин Е. Н. К вопросу о возникновении гармонного промысла в России // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2024. – № 2 (73). – С. 71-75. http://doi.org/10.26086/NK.2024.73.2.009 2. Государственный архив Тульской области (ГАТО) Ф. 4. Оп. 5. Д. 218. Описание мастерских по изготовлению наборных крышек, пластинок, ящиков для гармоней мещан: Михаила Васильева Чернышева, Елизаветы Федосеевой Никофоровой, Василия Федоровича Малыгина и др. в г. Туле.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=