Время науки - The Times of Science
Алешин Е. Н. Aleshin E. N. 2025 27 Еще одним важным производственным циклом в изготовлении гармоник являлся выпуск ящиков для гармоник. Наибольшую популярность данный промысел обрел в Мясновской волости и Крапивенском уезде. Так в Мясновской волости насчитывалось 40 ящичников 9, с. 2368 . Данный промысел начал активно развиваться после 1861 г., поскольку в данном месте крестьяне долгие годы занимались обработкой дерева для оружейного производства. Дело в том, что ведение земледельческих работ в данной местности было затруднительно из- за суглинных земель, в результате чего крестьяне искали дополнительный способ заработка. Спрос на продукцию также напрямую зависел от факторов, которые мы наблюдаем в наклепывательном промысле. Рынки сбыта продукции были такими же. Мастера занимались созданием корпусов дома, лишь «у троих были отдельные помещения для мастерских» 9, с. 2378 . Для создания гармонных ящиков, кустарям были необходимы верстаки, рубанки, зензубели, стамески, коловорот, молотки, струбцины, наусники, пилы, доска с закройками, ерунок и ход наугольника 9, с. 2378 . Инструменты также покупались кустарями самостоятельно. Для создания гармонного ящика кустарю необходимо было приобретать липовый тес, ореховую фанеру, спиртовой лак, клей, политуру, конопляное масло и краску. Это приобреталось у тульских купцов. Если же у кустаря было несколько работников, то он покупал необработанное дерево и самостоятельно подготавливал материал. Это было дешевле, а самое главное качественнее, поскольку не требовалось проводить дополнительных операций по обработке дерева. Из-за большого количества моделей инструментов, кустари выпускали до 100 разных видов гармонных корпусов 9, с. 2384 . Из-за того, что инструменты были разными, под определенную гармонь применялись свои технологии производства ящика. Годовой оборот одного кустаря в Мясновской волости составлял в среднем 200 рублей 9, с. 2385 . В целом, за год работы мастера делали «до 71500 ящиков на сумму 18957 рублей» 9, с. 2386 . В Крапивенском уезде выделкой ящиков для гармоник занимались 167 кустарей 7, с. 109 . Материалы и инструменты использовались стандартные для этого производства. Однако лес закупался в местной засеке – это было наиболее экономно. К тому же это позволяло сэкономить на транспортировке. В Крапивенском уезде кустари также активно брали учеников – в основном мальчиков от 10 лет, которые к 15 годам могли работать без присмотра мастера. Годовой доход кустарей в среднем составлял от 100 до 200 рублей и напрямую зависел от спроса на гармоники 7, с. 115 . Производственный цикл состоял из нескольких операций: подготовка дерева, его длительная сушка, создание корпуса и его оклейка или покраска. В городе Туле также были кустари, которые занимались отдельными производственными процессами. Однако эти мастерские отличало меньшее количество работников. Дело в том, что мастерские располагались в городских домах, и содержать большое количество людей было негде. Зачастую работниками мастерских были родственники мастера, поэтому производство было семейным. Нанималось лишь несколько человек. В городе было мало
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=