Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of Science 26 №1 штамповкой. Примечательно, что на этом производственном цикле трудились «…девицы, вырабатывающие себе приданое»  4, с. 15  . Производство отдельных гармонных частей находилось не только в пределах города, этим занимались и жители окрестных деревень, поскольку это был достаточно хороший способ дополнительного заработка. Например, в деревне Никитино Сергиевской волости Тульского уезда процветал наклепный промысел  8, с. 947  . Все работы производились по заказу тульских фабрикантов. Конечно же, главным занятием деревенских жителей было земледелие, а наклепка была способом дополнительного заработка. Данная работа выполнялась «с конца осени до начала весенних полевых работ <…>, наклепыванием занимаются 10 семейств, в которых занято 15 рабочих и 6 учеников»  8, с. 948  . Данный промысел в деревне Никитино был традиционным: многие мастера-наклепщики как раз были уроженцами данной деревни, они и перенесли промысел в деревню. Кустарное производство было тесно связано со спросом на продукцию: «… большой спрос на гармоники намечается в особенно урожайные годы, напротив в неурожайные годы намечается значительное уменьшение спроса»  8, с. 94-118  . Так же влияние оказывала и Нижегородская ярмарка: если было скуплено большое количество инструментов, то кустари были обеспечены работой. Крестьяне таким образом зарабатывали деньги на выкуп своих наделов. У работников не было своих мастерских, они занимались промыслом дома за обеденным столом. Конечно же, для наклепки у них были и специализированные инструменты: тиски, ножницы по металлу, молотки, колодки и колотушки. Весь набор инструментов обходился кустарям в 20 рублей  8, с. 94-118  . Металл, проволока и другие материалы, необходимые для производства приобретались у тульских купцов. Часть материалов поставляли фабриканты. Однако наклепный промысел включал в себя также и свои, довольно специфичные производственные циклы: давку голосовой планки, изготовление голосов (пищек), наклепка и настройка. Причем настройка – довольно монотонный процесс. Из-за того, что на планку наклепываются голоса с двух сторон, мастер мог делать 270 действий для одной планки  8, с. 94-118  . К тому же, в настройке была своя специфика: первоначально кустарь настраивал басовую планку, поскольку она была больше и сложнее. Только после этого настраивались планки в правой руке, поскольку они подстраивались под планки левой руки. Процесс наклепки также является одним из самых сложных в изготовлении гармони, поскольку это напрямую влияет на звучание инструмента. В связи с этим мастер непременно должен был обладать музыкальным слухом, поскольку инструменты настраивались именно так, при отсутствии камертона как образца. Но из-за того, что данный процесс крайне сложный, все кустари в среднем за сезон зарабатывали 2292 рубля 40 копеек с учетом всех затрат на производство, а один кустарь зарабатывал от 550 до 700 рублей  8, с. 960  . Конечно же, опытные кустари набирали себе учеников – мальчиков от 10 лет с музыкальным слухом, которые в период работы жили у мастера, а в сезон работы на земле уходили домой  8, с. 961-963  .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=