Время науки - The Times of Science
Гришин А. Д. Grishin A. D. 2025 19 это связано с влиянием гуманизма эпохи Просвещения, которое так или иначе оказало воздействие на все американское общество, в том числе и южное. Далее рассмотрим гражданское направление права. Сравним этот аспект юридических норм в штате «верхнего юга», где роль плантационного хозяйства была менее значимой, и штате «глубокого юга» – в Мериленде и Алабаме. В Мериленде рабы не могли владеть каким-либо имуществом. Но некоторые отношения в сфере имущественных и личных неимущественных прав проследить возможно. Свобода передвижения и выбора места пребывания у рабов была ограничена: только через письменное разрешение от владельца они могли получить возможность передвигаться за пределами своего места жительства [5, p. 454]. Собрания чернокожих также были ограничены: законными из них являлись только те, которые организовывались белыми лицензированными священниками, либо уважаемым человеком в округе, у которого также была лицензия. Любые другие собрания чернокожих на открытом воздухе всячески пресекались [5, p. 461]. Такие ограничения в правах необходимы были для следующего: недопущение возможности воздействия на рабов тех людей, которые могли бы как-либо влиять на них с целью организации восстания. Хозяин, чей раб находился на «свободе» и мешал соседям, должен был быть оштрафован на сумму не менее 100 долларов [5, p. 454]. Это говорит о том, что рабы могли находиться вне прямого контакта со своим владельцем, хотя и ограничены в свободе передвижения для того, чтобы собственность была в распоряжении, владении, пользовании хозяина. У рабов были определенные права и в имущественной сфере. Приобретать, обменивать, продавать что-либо у раба без письменного разрешения его хозяина было запрещено. В качестве санкции часть вырученных денег уходила в бюджет округа, часть информатору [5, p. 463]. Закрепление подобной нормы говорит о том, что рабы получали какие-либо товары, которые «принадлежали» им. В отдельную правовую норму выделено то, что рабам нельзя было торговать спиртным и организовывать увеселительные мероприятия – за это следовало наказание ударами плетью [5, p. 463]. Эти нормы свидетельствуют о том, что спектр деятельности рабов был шире, чем только в работе у хозяина. У них было время и возможность заниматься сторонней деятельности, но по законодательству только с разрешения хозяина и определенными видами деятельности. Рассмотрим другой штат – Алабаму и попытаемся сравнить нормы этих двух штатов, найти в них общее и различное. По местным законам, свобода передвижения рабов была ограничена: только с письменного разрешения хозяина они могли покидать пределы участка рабовладельца [4, p. 238]. Незаконные собрания карались до 100 ударов плетью [4, p. 238]. Более пяти рабов-мужчин не могли собираться вместе, если только их не сопровождал хозяин, или они не слушали проповедь [4, p. 239]. Запрещено было играть в карты с рабами [4, p. 586], находиться в доме, пристройке владельца более 4 часов без разрешения [4, p. 237].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=