Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of Science 18 №1 codes), сборник правовых норм, регулировавших рабовладение в отдельных штатах. Эта же проблема была конкретизирована в статье Пола Финкельмана «Рабство в Соединенных Штатах: люди или собственность?» [3]. Автором затронут вопрос о том, как соотносились эти два понятия в юридической плоскости. Рассмотрим законодательство некоторых южных штатов, выделим общее и различное в них, ответим на вопрос, каково было влияние юридических норм на жизнь рабов. Начнем с общих положений о рабах. В двух из анализируемых документов – сборнике законов Алабамы [4, p. 390] и Техаса [2, p. 24] – прослеживались некие гуманистические начала, которые проявлялись в том, что рабовладелец должен был обращаться с рабами человечно, обеспечивать здоровой едой, одеждой, не наносить им какие-либо травмы. Если нарушались эти нормы, то раба принудительно продавали, а в том случае, если хозяин убивал раба, то его судили, как за убийство белого человека [4, p. 45]. В законодательстве Мериленда существовали такие же нормы, но с некоторыми дополнениями. В частности, в случае неоправданной нагрузки работой, лишения сна, избиения и оскорбления раба, рабовладельца наказывали первые два раза штрафами, а на третий раз раба освобождали [5, p. 454]. Еще одна интересная деталь крылась в правовой норме о престарелых, немощных рабах у тех рабовладельцев, которые являлись неплатежеспособными: содержание таких рабов местные власти брали под свою опеку [5, p. 455]. В этом плане законодательство штатов «глубокого Юга» – наиболее зависевших от плантационного хозяйства – менее конкретизировано. Семейное право в законодательстве было представлено следующим образом. Оно было довольно похожим во всех рабовладельческих штатах, в качестве примера мы возьмем сборник законов штата Алабама. Он был составлен по инициативе законодательного органа штата и принят в 1852 г. В части «О семейных отношениях» есть глава о взаимоотношении раба и господина. Это обстоятельство указывает на то, что с точки зрения людей, разработавших данный сборник, рабы считались в определенной степени членами семьи рабовладельца. По закону браки могли заключать лишь свободные белые или чернокожие люди [4, p. 376]. Семейное положение рабов не было урегулировано с точки зрения законодательства того времени. Такие вопросы брака как: брачный возраст, запрет инцеста [4, p. 375], взнос за заключение брака [4, p. 377], расторжение брака [4, p. 378], имущественные вопросы [4, p. 380] не юстировались. Браки между белым и черным человеком запрещались и карались штрафом [4, p. 377]. Определенные регуляторы в области семейного права все же существовали. Это касалось отношений «мать-дети»: при продаже нельзя было разделять членов семьи при определенном возрасте детей [4, p. 392]. Вероятно,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=