#Ученичество
| #Ученичество. 2025. Вып. 3 | #Apprenticeship. 2025. Issue 3 36 мазница, деготь, провиант, куль, ружье-самопал, короткочубучная трубка, бляха, провертки, отлогость. Таким образом, из 333 слов 13 (около 4 % информации) совершенно не понятны современным школьникам, а значит, текст представляет собой материал с белыми пятнами. Лексема выпадает из контекста, нарушая общую картину содержания. Если к этому прибавить образные средства (метафоры, фразеологизмы), то непонятной информации становится еще больше. Очевидно, что язык Николая Васильевича Гоголя не самый легкий и понятный. «Язык Н. В. Гоголя отражал современные ему языковые процессы, в числе которых особенно интенсивно проявлялась демократизация русского литературного языка…» [3, с. 4]. А если к этому прибавить диалектные и просторечные слова, характерные для Малороссии XIX века, то язык писателя становится для современных школьников почти иностранным. Отраженные в языке реалии детям совершенно незнакомы. Например, курень. Если школьникам не рассказывали на уроках истории или они не видели это в музее, то они не смогут представить этот объект действительности. Таким образом, к отдельным лексемам необходим визуальный комментарий. В связи с той проблемой можно предложить несколько вариантов решений. 1) Давать текст классической литературы с комментариями. Такие пособия сейчас очень популярны. В них дается текст художественного произведения, а на широких полях – комментарии и иллюстрации, которые помогают не только понять содержание текста, но расширяют кругозор школьников. 2) Проводить предварительную словарную работу на уроке. Но на это уходит очень много времени. Кроме того, если ученик захочет прочитать самостоятельно, то не станет смотреть в словарь для уточнения значений незнакомых слов. 3) Загрузить текст классической литературы в приложение, которое позволит смотреть комментарии к словам по необходимости за секунды. Такой формат чтения современным школьникам более привычен, потому что они не представляют свою жизнь без гаджетов. Как показало наше исследование, художественный текст классической литературы вызывает трудности в процессе восприятия, в том числе из-за непонимания значений слов. И это вовсе не значит, что нужно пренебрегать разбором классической литературы. «Классическое произведение дает возможность учителю показать творческий процесс написания его талантливым автором, рассмотреть эпоху через авторскую позицию, творческую манеру писателя-классика, совершенствовать навыки анализа текста, вырабатывать у учеников стремление определять свою жизненную позицию» [2, с. 3]. Не вызывает сомнения тот факт, что работа с текстом классической литературы просто необходима. Она позволяет школьникам узнать свою историю, свою страну, свой язык и свой народ. И тогда, возможно, мы избежим речевых ошибок, подобных этой: старуху-процентщицу в одном из сочинений ученик назвал «старухой- продавщицей».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=