Тульский краеведческий альманах №21 2024 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 21 • 2024 44 ших сферах это утверждение не кажется неправдоподобным. Однако «лёгкие, милые формы» этого здания и отсутствие документального подтверждения позволяют сомневаться в авторстве знаменитого архитектора. Так, по мне- нию И. Н. Юркина, архитектурный стиль дома Лугинина «слишком спокоен, слишком графичен для тяготевшей к мощным пластическим контрастам ки- пучей художественной натуры выдающегося мастера» 16 . Важной отличительной характеристикой особняка было высокое качест- во самой постройки, обусловившее его необычайную прочность и долговеч- ность – вплоть до начала 1860-х гг. зданию удалось просуществовать без еди- ного ремонта. Весьма прочной была и кровля дома, выполненная из железа, произведённого на собственных уральских заводах Лугининых. Размеры железных листов были «гораздо больше обыкновенных кровельных листов и в три раза толще; в каждом из них, как полагают, едва ли не… фунтов трид- цать весу» 17 . Дом, богато декорированный снаружи, и внутри был украшен не менее роскошно. В числе прочего его внутреннее убранство составляли паркет «за- тейливого рисунка»; «мифологические сцены, написанные на стенах и обрам- ленные золочёными багетами»; «узорчатые фантастических форм кафельные печи»; стены, оклеенные «разными цветными обоями» и обитые «дорогими тканями»; дубовые панели; вызолоченная «резьба на дверях и коробках» 18 . Очевидное участие местных мастеров в создании убранства дома придавало ему своеобразный провинциальный колорит. Н. Ф. Андреев иронично отме- чал, «что не все картины на стенах одинакового достоинства в отношении ис- кусства и выбора сюжета… Кто же, например, равнодушно пройдёт, взглянув на картину, изображающую толстую, здоровую, и, кажется, когда-то красно- щёкую, деревенскую бабу, сидящую в глубоком корыте, которое тащат по су- гробам снега крестьянские девки и молодые мужики, вооружённые вениками и острыми камнями. Вероятно, сказали бы вы, бабу эту, откормленную как кормилица, тащат на расправу и предают на суд сельских властей, но, взгля- нув в толпу людей попристальнее, вы догадаетесь, что художник и не думал изображать кормилицу в корыте: совсем нет! Это Афродита, дочь неба и зем- ли, мать грации и амура, богиня красоты, словом, Венера, которая, по мнению греков, родилась из морской пены. Она, изволите видеть, сидит не в корыте, а в большой раковине, которую везут не крестьянские девки и парни, а нере- иды и тритоны, что доказывают рыбьи хвосты, которыми они упираются и не в сугробы снега, взрытого бурей, а в морские волны. В руках у них не веники и не острые камни, а коралловые ветки и морские извитые раковины. По край- ней мере так надо предполагать» 19 . Особняк был обставлен прекрасной мебелью из драгоценных пород де- рева, его освещали бронзовые, украшенные хрусталём светильники – лю- стры, жирандоли, фонари, шандалы. В изобилии имелись дорогие столовые приборы, в том числе китайский фарфор 20 , появившийся в Туле, очевидно, в результате торговых сделок Лугининых с Поднебесной 21 . В красных углах находились несколько десятков икон разного размера, большинство из которых были убраны серебряными с позолотою, жемчугом и драгоценными камнями окладами. По стенам комнат висели многочислен- ные зеркала, портреты царствующих особ и разнообразные живописные кар- тины. В доме была приличная библиотека, состоявшая из духовных и свет- ских книг 22 .
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=