ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 18
9 всея Руси, и св. Гурий, архиепископ Казанский. Макарий всюду напоминал о необходимости помощи бедным и слабым в своих речах, проповедях и пр. Св. Гурий сам переписывал книги, продавал их и вырученные деньги раздавал бедным. Таким способом он способствовал развитию просвещения и благо- творительности. В этот период на поприще народного призрения активно действовали мо- настыри: Троице-Сергиева лавра, Белозерский, Киреев и другие. Они строили больницы и богадельни, помогали населению во время голода и безработицы. При Иване Грозном возникла и частная благотворительность: боярин И. В. Шереметев растратил все свое состояние на благотворительные дела. Когда Иван IV спросил его, куда он дел свое имущество, Шереметев ответил: «Я отпустил его с неимущими на тот свет» (Стог А. Д., 1818, 21). После смер- ти Ивана Грозного в 1584 г. на престол вступил его сын Федор. В царствова- ние Федора Иоанновича в Ржеве в 1592 г. впервые учреждена пограничная застава для предохранения от инфекционных болезней. Сохранилось множе- ство преданий о благотворительности Федора Иоанновича, в которых совре- менники отзываются о заботах и попечениях царя на пользу общественного призрения (Максимов Е. Д., 1900, 43). Таким образом, в XV–XVI вв. русские князья и впоследствии цари зани- мались благотворительностью. Их примеру следовали частные лица и духо- венство. В этот период общественному призрению не придается ни общегосу- дарственного, ни местного общественного значения. Это объясняется тем, что русское государство было слишком молодо, чтобы в обществе могло по- явиться сознание необходимости общественного призрения. Руководящая роль в развитии этого важного социального явления должна была принадле- жать правителю государства. Церковная проповедь получения вечной жизни за счет раздачи своего имущества в пользу нищих, страдающих за православных, препятствует оформлению определенной системы благотворения в стране. Церковь пропо- ведовала идеологию нищелюбия, это приводило к укреплению в обществен- ном сознании тезиса о богоугодной бедности. При наличии отсталой эконо- мики в российском обществе накануне нового времени укоренились традиции благотворения, это не соответствовало потребностям вступающего в эпоху мо- дернизации государства. Литература Емченко Е. Б. Стоглав: Исследование и текст. М. : Индрик, 2000. 504 с. Карамзин Н. М. История государства Российского. М. : Наука, 1993. Т. V. 554 с. Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1819. Т. V. 412 с. Максимов Е. Д. Из земской и городской деятельности по призрению бедных // Вестн. благотворительности. СПб., 1898. № 3. С. 126. Максимов Е. Д. Начало государственного призрения в России // Трудовая помощь. СПб., 1900. № 1. С. 43.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=